0
1866
Газета Дипкурьер Интернет-версия

03.03.2008 00:00:00

Ахиллесова пята иранского президента

Сэмюэль Чижук

Об авторе: Сэмюэл Чижук - аналитик по энергетическим вопросам в регионе Ближнего Востока консалтинговой компании Global Insight, Лондон.

Тэги: иран, оон, санкции


Сегодня СБ ООН, как ожидается, примет очередную антииранскую резолюцию. Новый пакет санкций включает меры, направленные против лиц, связанных с ядерной и ракетной программами Ирана. Им будет запрещен въезд на территорию стран – членов ООН. Еще более важно, что резолюция призывает все страны «проявлять бдительность в отношении новых обязательств по оказанию государственной финансовой поддержки торговле с Исламской Республикой, включая предоставление экспортных кредитов, гарантий или страхования своих граждан, вовлеченных в такую торговлю».

В течение прошлого года компаниям, торгующим с Ираном, становилось все сложнее получать от своих правительств гарантии экспортных кредитов. Между тем эта практика – важнейший элемент обеспечения частного финансирования бизнеса в развивающихся странах или регионах с высоким политическим риском. Трудности с гарантиями возникали, главным образом, из-за согласованных усилий, предпринятых Соединенными Штатами и рядом крупных европейских стран и направленных на прекращение торговли с Ираном. ООН здесь большой роли не сыграла. То что сейчас эта изолирующая мера будет санкционирована уже Совбезом, повлечет ее практически повсеместное внедрение. В результате получение правительственных гарантий по кредитам для торговли с Ираном станет невозможным, за исключением небольшого круга стран.

В последний год также очень успешно использовалась финансовая изоляция: американские санкции и политическое давление на международную финансовую индустрию привели к тому, что почти все европейские и многие азиатские банки разорвали связи с Исламской Республикой даже в отсутствие соответствующего решения на уровне ООН. После одобрения данных мер в СБ ООН число банков, ведущих дела с Ираном, еще больше сократится. В него не войдут лишь банки из более или менее изолированных экономик с крайне незначительными исключениями.

Введение инспектирования грузов, направляющихся в Иран, – это один из самых больших успехов возглавляемой США группы стран, которые выступают за большую изоляцию Исламской Республики. Цель изолирования – убедить Тегеран свернуть программу по обогащению урана и предполагаемую оружейную ядерную программу. Очевидное применение таких инспекций – проверить разведданные, указывающие на попытки Ирана контрабандно ввести компоненты и технологии для ядерной и ракетной программ. Однако, возможно, они повлекут еще более серьезные последствия для иранской экономики, сделав невозможным импорт ряда важных технологий для энергосектора. Иран сейчас пытается запустить хотя бы несколько проектов по экспорту сжиженного природного газа (СПГ), и ему необходимо получить технологии по сжижению газа, интеллектуальные права на которые принадлежат небольшому числу западных и японских компаний.

Даже если какая-то отдельная компания попытается продать технологию СПГ Ирану, для реализации всего проекта потребуются некоторые технические уточнения от американской компании. А такая поставка нарушала бы американские санкции. Точно также нарушением американских санкций стали бы попытки иранцев обзавестись сложным программным обеспечением для размещения резервуаров или новых технологий для разработки месторождений, в том числе шельфовых. С введением инспекций риски от продажи иранцам таких технологий резко возрастут, еще больше подорвав строительство и развитие ресурсов в Иране.

Новые санкции повлекут новые перебои в торговле и сократят число международных банков, работающих с Ираном. По мере того, как это будет происходить, Исламской Республике станет все сложнее получать валюту посредством экспорта своих огромных газовых запасов, продолжится лишь разработка легкодоступных месторождений для покрытия внутренних потребностей в газе. Иран также не сможет довести экспорт нефти до желаемого уровня. Тегерану, возможно, придется признать, что он даже не способен остановить снижение добычи, поскольку страна не получит технологии добычи нефти с искусственным поддержанием энергии пласта (EOR). Остальные секторы экономики продолжат страдать от инерции, так как международные денежные переводы уже стали настолько сложны, что большая часть нормальной торговли серьезно замедлилась, а ее стоимость значительно возросла.

Между тем Иран продолжит говорить с международным сообществом воинственным тоном вплоть до и после намеченных на март парламентских выборов в республике. Такого подхода будут придерживаться не только силы, поддерживающие президента Махмуда Ахмадинежада, но и его противники. Последние будут делать это для того, чтобы не позволить президенту привлечь дополнительные голоса избирателей, благодаря данной теме кампании. В Иране, похоже, сохраняется широкое политическое согласие относительно ядерной программы страны, и это представляет проблему для Запада. Санкции еще сильнее ударят по иранской экономике, которая рассматривается как ахиллесова пята Ахмадинежада. Однако пока сложно сказать, удастся ли ему переложить вину за ухудшение экономической обстановки на международное сообщество. В ходе кампании экономические проблемы могут сыграть против любого.

Лондон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1469
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1676
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1778
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4093

Другие новости