0
2638
Газета Дипкурьер Интернет-версия

22.12.2008 00:00:00

В поисках золотого стандарта

Сергей Лавров

Об авторе: Сергей Викторович Лавров - министр иностранных дел РФ. Статья подготовлена на основе тезисов выступлений С.В.Лаврова на 16-м заседании СМИД ОБСЕ в Хельсинки 4-5 декабря 2008 года.

Тэги: россия, обсе, договор


россия, обсе, договор Наблюдатели ОБСЕ на Кавказе.
Фото Reuters

В последние годы Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) остановилась на своеобразном перекрестке дорог. Выбор дальнейшего направления определит судьбу организации – будет ли она в конечном счете востребованной или же нет.

Есть те, кто хочет сохранить все, как было в 90-е годы. Иными словами, группа стран, позиционировавших себя как наиболее цивилизационно продвинутые, определяет и контролирует параметры движения для остальных. Поэтому они требуют сохранить нетронутыми как некий «золотой стандарт» все институты и механизмы организации. Между тем история показывает, что если эти стандарты не отвечают задачам современности, то учительница жизни, как называли историю древние греки, отправляет их в лучшем случае в архив или музей.

Устраняя разделительные линии

Для нас очевидно, что нынешняя ОБСЕ не справляется с основным своим предназначением – обеспечением равной и неделимой безопасности для всех. Если в начале 90-х организация была способна останавливать войны, то сейчас она не в состоянии их предотвратить. Несанкционированное использование силы – явное нарушение базовых принципов Хельсинкского заключительного акта – многих уже не смущает. Вспомним 1999 год и 78-дневные бомбардировки Югославии либо военное нападение на Южную Осетию. К сожалению, ни тому ни другому ОБСЕ не сумела дать должной оценки, основывающейся на фактах и действующих обязательствах государств-участников.

Да и другие направления деятельности вызывают сомнения. Давайте зададимся вопросом, почему большинство стран, принимающих миссии ОБСЕ, хотят от них избавиться. Ответ очевиден – наличие миссий воспринимается как проявление неравноправия. То же касается деятельности БДИПЧ по наблюдению за выборами. А равноправие государств – основополагающий принцип Хельсинки. Надо устранять эти вопиющие противоречия духу и букве Хельсинки, надо устранять видимые и невидимые разделительные линии. Тем более в ситуации, когда требуется подлинно коллективное объединение усилий всех государств для поиска ответов на вызовы глобализации.

Российская Федерация против угасания ОБСЕ. Мы предлагаем насытить ее повестку дня объединительными и обращенными в будущее темами, имеющими ключевое значение для благополучия всех входящих в организацию государств и их граждан.

Именно в таком духе выдержано наше предложение о подключении ОБСЕ к реализации инициативы президента Дмитрия Медведева о заключении юридически обязывающего Договора о европейской безопасности, который позволил бы создать единое пространство коллективной безопасности для всех государств Евро-Атлантики.

Заключение такого договора будет иметь позитивное значение и для государств, расположенных за пределами евроатлантической зоны. Уверен, что постановка дела обеспечения стабильности на более прочную основу в нашем регионе позволит избежать появления представлений о том, что от нас может исходить какая-либо угроза для внешних партнеров. К тому же мы подадим им новый добрый пример цивилизованного выстраивания межгосударственных отношений в обширном и разнообразном регионе.


Сергей Лавров считает, что заключение Договора о европейской безопасности будет иметь позитивное значение и для государств, расположенных за пределами евро-атлантической зоны.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Суть будущего договора

На заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Хельсинки 4–5 декабря я подробно разъяснил наши подходы к реализации инициативы президента Медведева. В выступлениях большинства глав делегаций прозвучало стремление работать над этим предложением. Безусловно, уже на данном этапе не все однозначно воспринимают российские предложения, но сделанные нами разъяснения и реакция на них наших партнеров показали, что вопросы возникают в основном не по существу инициативы, а по поводу того, как лучше ее воплощать в жизнь в организационном плане.

В этом контексте обсуждалось и предложение президента Франции Николя Саркози и президента России Дмитрия Медведева о проведении саммита, посвященного данной теме. Главным, конечно, является содержательное наполнение этого мероприятия. В ближайшие месяцы мы постараемся выйти на общее понимание тех задач, которые стоят перед нами в сфере безопасности. Потом будет гораздо легче определиться, в каком формате организовывать встречу для того, чтобы одобрить принципиальный подход к разработке Договора о европейской безопасности и дать старт конкретным переговорам по его тексту.

Что касается содержания будущего договора, то мы выделяем несколько блоков. Прежде всего это все, что касается неделимости безопасности. Мы хотим подтвердить, но уже в юридически обязывающей форме те принципы, которые содержатся в многочисленных документах ОБСЕ, Совета Россия–НАТО и других. Главный из этих принципов гласит, что никто не должен обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других. Важно придать этому политическому обязательству юридически обязывающий характер и выработать инструментарий, который позволил бы воплощать его на практике.

Второй большой блок вопросов – это контроль над вооружениями. В этой сфере в силу нежелания наших партнеров из стран НАТО ратифицировать адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе возникла тупиковая ситуация. Мы хотим ее преодолеть.

Убеждены, что договоренности в этой сфере в соответствии с изменившимися реалиями отвечали бы интересам всех государств региона ОБСЕ, создавая основу для надлежащего уровня предсказуемости, доверия и безопасности на континенте. Мы за то, чтобы вернуть инструментам контроля над вооружениями их изначальное предназначение – «больше безопасности меньшими средствами». Если же их рассматривать только под углом извлечения односторонних преимуществ и решения вопросов, не имеющих отношения к контролю над вооружениями, то дальнейшая эрозия действующих режимов станет неизбежной.

Россия исходит из того, что спасение режима ДОВСЕ через реабилитацию соглашения об адаптации договора и принятие других мер по повышению его жизнеспособности не может быть исключительной прерогативой Москвы и Вашингтона. Другие государства-участники также должны иметь возможность внести свой вклад. Приветствуем идущие в этом направлении идеи, высказанные Германией.

Третий блок вопросов, которому мы хотим уделить особое внимание в новом договоре, это урегулирование региональных конфликтов на пространстве ОБСЕ. Важно, чтобы договор закрепил перечень взаимосогласованных критериев, стандартов, применимых к работе над преодолением различных конфликтных ситуаций.

Было бы важно также отразить в нем новое качество нашего взаимодействия по проблематике борьбы с международным терроризмом, распространением оружия массового уничтожения. На этот счет есть широкое согласие.

Теперь, когда мы получили на общеевропейском уровне первую реакцию в отношении предложения президента Медведева, наши усилия будут конкретизироваться в различных форматах, в том числе и с использованием площадки ОБСЕ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1253
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
789
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1517
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1463

Другие новости