0
2564
Газета Дипкурьер Интернет-версия

22.12.2008 00:00:00

В поисках золотого стандарта

Сергей Лавров

Об авторе: Сергей Викторович Лавров - министр иностранных дел РФ. Статья подготовлена на основе тезисов выступлений С.В.Лаврова на 16-м заседании СМИД ОБСЕ в Хельсинки 4-5 декабря 2008 года.

Тэги: россия, обсе, договор


россия, обсе, договор Наблюдатели ОБСЕ на Кавказе.
Фото Reuters

В последние годы Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) остановилась на своеобразном перекрестке дорог. Выбор дальнейшего направления определит судьбу организации – будет ли она в конечном счете востребованной или же нет.

Есть те, кто хочет сохранить все, как было в 90-е годы. Иными словами, группа стран, позиционировавших себя как наиболее цивилизационно продвинутые, определяет и контролирует параметры движения для остальных. Поэтому они требуют сохранить нетронутыми как некий «золотой стандарт» все институты и механизмы организации. Между тем история показывает, что если эти стандарты не отвечают задачам современности, то учительница жизни, как называли историю древние греки, отправляет их в лучшем случае в архив или музей.

Устраняя разделительные линии

Для нас очевидно, что нынешняя ОБСЕ не справляется с основным своим предназначением – обеспечением равной и неделимой безопасности для всех. Если в начале 90-х организация была способна останавливать войны, то сейчас она не в состоянии их предотвратить. Несанкционированное использование силы – явное нарушение базовых принципов Хельсинкского заключительного акта – многих уже не смущает. Вспомним 1999 год и 78-дневные бомбардировки Югославии либо военное нападение на Южную Осетию. К сожалению, ни тому ни другому ОБСЕ не сумела дать должной оценки, основывающейся на фактах и действующих обязательствах государств-участников.

Да и другие направления деятельности вызывают сомнения. Давайте зададимся вопросом, почему большинство стран, принимающих миссии ОБСЕ, хотят от них избавиться. Ответ очевиден – наличие миссий воспринимается как проявление неравноправия. То же касается деятельности БДИПЧ по наблюдению за выборами. А равноправие государств – основополагающий принцип Хельсинки. Надо устранять эти вопиющие противоречия духу и букве Хельсинки, надо устранять видимые и невидимые разделительные линии. Тем более в ситуации, когда требуется подлинно коллективное объединение усилий всех государств для поиска ответов на вызовы глобализации.

Российская Федерация против угасания ОБСЕ. Мы предлагаем насытить ее повестку дня объединительными и обращенными в будущее темами, имеющими ключевое значение для благополучия всех входящих в организацию государств и их граждан.

Именно в таком духе выдержано наше предложение о подключении ОБСЕ к реализации инициативы президента Дмитрия Медведева о заключении юридически обязывающего Договора о европейской безопасности, который позволил бы создать единое пространство коллективной безопасности для всех государств Евро-Атлантики.

Заключение такого договора будет иметь позитивное значение и для государств, расположенных за пределами евроатлантической зоны. Уверен, что постановка дела обеспечения стабильности на более прочную основу в нашем регионе позволит избежать появления представлений о том, что от нас может исходить какая-либо угроза для внешних партнеров. К тому же мы подадим им новый добрый пример цивилизованного выстраивания межгосударственных отношений в обширном и разнообразном регионе.


Сергей Лавров считает, что заключение Договора о европейской безопасности будет иметь позитивное значение и для государств, расположенных за пределами евро-атлантической зоны.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Суть будущего договора

На заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Хельсинки 4–5 декабря я подробно разъяснил наши подходы к реализации инициативы президента Медведева. В выступлениях большинства глав делегаций прозвучало стремление работать над этим предложением. Безусловно, уже на данном этапе не все однозначно воспринимают российские предложения, но сделанные нами разъяснения и реакция на них наших партнеров показали, что вопросы возникают в основном не по существу инициативы, а по поводу того, как лучше ее воплощать в жизнь в организационном плане.

В этом контексте обсуждалось и предложение президента Франции Николя Саркози и президента России Дмитрия Медведева о проведении саммита, посвященного данной теме. Главным, конечно, является содержательное наполнение этого мероприятия. В ближайшие месяцы мы постараемся выйти на общее понимание тех задач, которые стоят перед нами в сфере безопасности. Потом будет гораздо легче определиться, в каком формате организовывать встречу для того, чтобы одобрить принципиальный подход к разработке Договора о европейской безопасности и дать старт конкретным переговорам по его тексту.

Что касается содержания будущего договора, то мы выделяем несколько блоков. Прежде всего это все, что касается неделимости безопасности. Мы хотим подтвердить, но уже в юридически обязывающей форме те принципы, которые содержатся в многочисленных документах ОБСЕ, Совета Россия–НАТО и других. Главный из этих принципов гласит, что никто не должен обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других. Важно придать этому политическому обязательству юридически обязывающий характер и выработать инструментарий, который позволил бы воплощать его на практике.

Второй большой блок вопросов – это контроль над вооружениями. В этой сфере в силу нежелания наших партнеров из стран НАТО ратифицировать адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе возникла тупиковая ситуация. Мы хотим ее преодолеть.

Убеждены, что договоренности в этой сфере в соответствии с изменившимися реалиями отвечали бы интересам всех государств региона ОБСЕ, создавая основу для надлежащего уровня предсказуемости, доверия и безопасности на континенте. Мы за то, чтобы вернуть инструментам контроля над вооружениями их изначальное предназначение – «больше безопасности меньшими средствами». Если же их рассматривать только под углом извлечения односторонних преимуществ и решения вопросов, не имеющих отношения к контролю над вооружениями, то дальнейшая эрозия действующих режимов станет неизбежной.

Россия исходит из того, что спасение режима ДОВСЕ через реабилитацию соглашения об адаптации договора и принятие других мер по повышению его жизнеспособности не может быть исключительной прерогативой Москвы и Вашингтона. Другие государства-участники также должны иметь возможность внести свой вклад. Приветствуем идущие в этом направлении идеи, высказанные Германией.

Третий блок вопросов, которому мы хотим уделить особое внимание в новом договоре, это урегулирование региональных конфликтов на пространстве ОБСЕ. Важно, чтобы договор закрепил перечень взаимосогласованных критериев, стандартов, применимых к работе над преодолением различных конфликтных ситуаций.

Было бы важно также отразить в нем новое качество нашего взаимодействия по проблематике борьбы с международным терроризмом, распространением оружия массового уничтожения. На этот счет есть широкое согласие.

Теперь, когда мы получили на общеевропейском уровне первую реакцию в отношении предложения президента Медведева, наши усилия будут конкретизироваться в различных форматах, в том числе и с использованием площадки ОБСЕ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
465
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
755
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1128
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
814

Другие новости