0
14199
Газета Дипкурьер Интернет-версия

14.12.2009 00:00:00

Гонконг – большая сила маленького примера

Тэги: гонконг, китай, экономика


гонконг, китай, экономика Нехватку земли в Гонконге продолжают компенсировать строительством небоскребов.
Фото Reuters

Развитый, технологичный Север и отсталый Юг, второй карабкается за первым, пытаясь отчаянно его догнать. Так выглядит расхожая картина современного мира. Однако Гонконг меняет привычное представление о расположении полюсов мировой экономики. По англо-китайскому соглашению эта бывшая британская колония, включающая полуостров, остров Гонконг и более 250 других островов (подавляющее большинство из которых слабо заселены), с 1 июля 1997 года вошла в состав КНР, получив статус Специального административного региона (САР). Гонконг стал частью Китая по формуле «одна страна, две системы», что подразумевало сохранение капиталистических принципов организации экономики и широкого самоуправления, которое распространяется практически на все сферы общественной жизни за исключением обороны, внешней политики и ряда аспектов политического режима.

Экономическое чудо...

Во многом благодаря либеральной экономической политике, основы которой были заложены за 150 лет колониального правления, Гонконг превратился в один из процветающих регионов планеты. САР занимает 7-е место в мире по национальному доходу на душу населения (44 тыс. долл.), обогнав Швейцарию, Великобританию, Францию, Германию, Канаду, Нидерланды и Австрию (для сравнения: в России этот показатель в три раза меньше – всего 14,4 тыс. долл.).

Лишенный природных ресурсов Гонконг – не место для иждивенцев. Ежедневный упорный труд стал одной из составляющих успеха. При этом немалая часть населения получает относительно невысокую заработную плату – около 5 тыс. гонконгских долларов (650 долл.). Не случайно переход Гонконга от Великобритании в состав КНР не привел к экономическому упадку, как это произошло во многих колониях после освобождения.

Сфера услуг является традиционной специализацией экономики САР. В ней работают около 85% жителей Гонконга, и этот сектор составляет более 90% ВВП. Внутри сферы услуг выделяются такие направления, как туризм, телекоммуникации, розничная торговля (ориентированная на местных жителей, китайцев и туристов), финансовые услуги и транзитная торговля, главным образом с Китаем. Устойчивый экономический рост КНР в 1990–2000-е годы создал возможности для посредничества Гонконга в торговле Китая с внешним миром. В 2007 году товарный реэкспорт САР составил 96% его экспорта и 90% импорта. При этом 49% реэкспорта направлялось на материк (так в Гонконге называют Китай).

Почему Китай не может напрямую импортировать товары, минуя Гонконг? На этот закономерный вопрос местный предприниматель Барри Чин отвечает однозначно: «Слишком сложно, этому мешает много причин, главные из которых юридические и психологические». Гибкий и динамичный бизнес Гонконга в либеральной законодательной среде играет роль торгового канала, через который наполняется чрезвычайно емкий внутренний рынок Китая. Через этот канал в Китай идет производственное оборудование, сырье, полуфабрикаты и комплектующие, лекарства и многое другое. «Вы из России? Если будут предложения, давайте заниматься бизнесом вместе», – дружелюбно предлагает Барри, протягивая свою визитку. Быстрая реакция на меняющиеся тенденции региональной экономики помогает Гонконгу процветать, словно опираясь на развитие Китая.

Способность Гонконга к адаптации в изменчивых условиях достигается главным образом за счет того, что почти вся экономическая деятельность находится в частных руках. Частный характер бизнеса дополняется строгим соблюдением законов (что служит надежной гарантией для многочисленных инвесторов), а также развитой инфраструктурой (которая включает наряду с городским и пригородным транспортом современные порт, аэропорт и систему связи).

Один из феноменов гонконгской повседневности – это транспортная система. Система продумана так, чтобы создать условия для безболезненного отказа от личного автотранспорта. Искать нетрадиционные решения власти заставляют демографический фактор – население 7 млн. человек проживает на 1104,3 кв. км (плотность в городе достигает 43 290 человек на кв. км). Городской и пригородный транспорт включает разветвленные сети метро (7 веток), автобусов, микроавтобусов, паромов, трамваев и железной дороги. Паромы, трамваи и многие автобусы имеют двухэтажную конструкцию, все нацелено на эффективное перемещение масштабного пассажиропотока. Метро, автобусные компании и трамваи перевозят более 6,5 млн. пассажиров в день. В результате в городе практически нет пробок, зато на улицах видны главным образом наземные виды транспорта и такси. Более 90% жителей САР регулярно используют общественный транспорт, а соотношение общего количества личных автомобилей к численности населения составляет 1:18.

Безусловно, экономическое чудо Гонконга имеет и свою обратную сторону. Так, высокий уровень конкуренции в частном секторе способствует проявлению и негативных черт – некоторые работающие здесь европейцы жалуются на то, что в корпоративной среде приходится сталкиваться с доносами и практикой выслуживания перед начальством. Специалисты также отмечают проблему неравномерного распределения национального богатства, которая заметна по сочетанию высокого дохода на душу населения и относительно незначительной заработной платой многих жителей САР.

...в условиях консервативного политического устройства

В колониальную эпоху в Гонконге никогда не было демократии, отсутствие которой не помешало региону добиться феноменальных экономических успехов. Британская администрация начала проводить ограниченные демократические преобразования только в преддверии передачи колонии Китаю. Подобный опыт ставит под вопрос широко проповедуемый принцип, по которому социально-экономическая модернизация в развивающихся странах должна сопровождаться демократизацией политической системы.

По условиям англо-китайского соглашения, САР был наделен обширными правами, включающими свободу слова, собрания, вероисповедания, передвижения, переписки и право на забастовки. Гонконг также обладает собственным законодательством (в регионе действуют лишь отдельные законы КНР) и судебной властью, включая право на окончательное судебное решение. Согласно Основному закону, выполняющему функцию конституции САР, такой порядок сохранится в течение 50 лет после передачи Гонконга Китаю.

В настоящее время лишь половина из 60 членов Законодательного совета Гонконга избирается на всеобщих выборах. Остальные 30 депутатов выбираются составленными по профессиональному критерию «функциональными избирательными группами», которые включают представителей крупного бизнеса и других социопрофессиональных категорий. Здесь голосование проходит, как правило, по заранее составленному сценарию, предполагающему попадание в парламент влиятельных и консервативных политиков и бизнесменов. Глава исполнительной власти САР до сих пор выбирается специальным Избирательным комитетом, который состоит из 800 членов (представители промышленности, бизнеса, социопрофессиональных групп и политических представительных органов). Этот комитет лоялен китайским властям.

Таким образом, Пекин полностью контролирует как исполнительную, так и законодательную власти САР. В этой связи проблема демократизации Гонконга традиционно является источником противоречий между правительством Китая и местными демократическими силами.

Несмотря на обещания китайских властей, в 2007 году так и не состоялись всеобщие выборы главы исполнительной власти, а в 2008 году – всеобщие выборы всех депутатов Законодательного совета. Реформы были перенесены в очередной раз под предлогом того, что новый порядок избрания органов власти может дестабилизировать политическую ситуацию и ухудшить условия для экономического развития. Нынешний глава исполнительной власти Дональд Тсанг, в предвыборной программе обещавший провести выборы своего преемника в 2012 году на основе всеобщего голосования, после очередного решения Пекина был вынужден вновь перенести реформы.

Празднование 1 октября 60-летней годовщины Китайской Народной Республики стало удобным поводом для проявления как демократических, так и антипекинских настроений. Накануне юбилея, 30 сентября, оппозиционная Лига социал-демократов провела недалеко от центра города концерт в поддержку демократических реформ. Представители партии, одетые в красные тона с намеком на революционное обновление (о чем напоминали также плакаты с изображением Че Гевары), пели и продавали футболки и рюкзаки со своей символикой для сбора средств на политическую борьбу. Любознательным прохожим они напоминали о цели своей борьбы – необходимости провести референдум по введению всеобщих выборов как процедуры определения главы исполнительной власти и депутатов Законодательного совета. На вопрос автора о демократичности существующей процедуры избрания совета звучит возмущенный ответ одного активиста: «Мы не знаем, кто выбирает 30 членов совета. Избирательные группы, состоящие из адвокатов, бизнесменов и других, фактически назначают половину состава, и мы не знаем этих людей». Аналогичные акции прошли в день юбилея КНР.

В связи с бесперспективностью борьбы за свободные выборы в 2012 году сейчас демократы меняют тактику, начиная требовать от правительства четкого плана и обязательств по введению всеобщего голосования в 2017 году для выборов главы исполнительной власти и в 2020 году для выборов всех депутатов Законодательного совета. Последнее слово в этом вопросе, безусловно, остается за Пекином.

В политических вопросах, как и во многих других, САР с каждым годом испытывает все большее влияние материка. Однако несмотря на это, богатый и процветающий Гонконг благодаря динамизму и гибкости является во многих аспектах примером, который оказывает на свой новый центр мягкое воздействие, демонстрируя, какие факторы действительно лежат в основе современного развития и успеха. Эффективность государственного управления, очевидные результаты в экономике и социальном обеспечении населения, работающее законодательство, обширная сеть международных деловых связей служили моделью для реформ как в самом Китае, вдохновляя «политику открытых дверей» Дэна Сяопина, так и в других странах Юго-Восточной Азии.

Гонконг–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1095
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
776
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
880
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
934

Другие новости