Нагорнокарабахский конфликт очень сложный в сравнении с другими замороженными конфликтами на постсоветском пространстве. Отношение Запада к нагорнокарабахскому конфликту немного отличается от его отношения к конфликту Приднестровья, ситуации в Молдавии или Грузии. Но Запад, как и Россия, не знает, как решить этот конфликт, не выбирая одну сторону. Исходя из международного права ясно, что Нагорный Карабах принадлежит Азербайджану, но в то же время это право изменяется, как в случае признания Косово. Чтобы кардинально что-то изменить, надо менять соотношение сил в главных международных организациях, начиная с ООН. Через полвека международными проблемами, наверное, будет более активно заниматься Китай, но поскольку реформы в организациях блокируются находящимися там странами, то что-то менять очень сложно. На сегодняшний день базовые принципы урегулирования воспринимаются по-разному всеми сторонами. Вот почему уже 20 лет по Нагорному Карабаху не принимается конкретного решения.
У стран Минской группы ОБСЕ, которые взялись за урегулирование проблемы Нагорного Карабаха, есть свои геополитические интересы. Запад сейчас живет достаточно комфортабельно с нынешним статус-кво этого конфликта, играя то на одной стороне, то на другой. Тем более что у Армении есть очень сильное лобби на Западе, каждый американский или французский президент должен с ним считаться.
У России сложная ситуация, она не хочет портить отношения ни с Арменией, ни с Азербайджаном. Америка, конечно, противодействует всем попыткам России укрепиться на постсоветском пространстве, а Россия, в свою очередь, через такие конфликты, как нагорнокарабахский, пытается отодвинуть Америку на второй план. Поэтому нынешний статус-кво устраивает и Запад, и Россию.
Но все равно некая динамика ощущается. Европейский союз и США делают все для того, чтобы укрепить свои позиции на Южном Кавказе после грузинского конфликта в августе 2008 года. Несмотря на нападение на Южную Осетию, Грузии предоставлена перспектива вхождения в НАТО. Запад серьезно думает над тем, как укрепить свое влияние также в Азербайджане и в Армении. В ЕС есть консенсус по поводу того, что на Южном Кавказе должны работать европейские институты. Препятствие для проникновения Запада на Южный Кавказ во многом связано с закрытой границей между Турцией и Арменией и отсутствием дипломатических отношений. Сейчас пошло большое давление на Турцию со стороны ЕС, для того чтобы она начала процесс примирения с Арменией, потому что есть планы привлечения Еревана к Западу. Эти действия также направлены на то, чтобы ослабить влияние России на геополитическом поле, где скоро будут проходить альтернативные трубы с востока на запад.
Действительно, сейчас намечается прорыв в турецко-армянских отношениях. Идет закулисный торг, кто-то должен что-то отдать, другой, наоборот, что-то получить. Торг этот, в частности, заключается в прокладке новых труб, в вопросах глобальной энергетической безопасности Европы, в новой усиленной роли Турции. Южный Кавказ оказался в начале новой главы геополитических перестановок. Турция хочет открыть границы с Арменией, и немаловажным фактором тут является Евросоюз, который планирует получить через Турцию выход на Кавказ. Хотя сейчас дело скорее в Армении, а не в Турции. Процесс движется довольно медленно. Программа Евросоюза по «Восточному партнерству» предполагает очень тесные отношения с тремя странами Южного Кавказа, поэтому для Европы очень важно, чтобы весь регион был выведен из той изоляции, в которой он пребывает в данный момент.
Для Европы и Запада самое важное, чтобы не было насилия, чтобы не возобновились военные действия. Программа «Восточного партнерства» ЕС начинает практиковаться на реальной площадке Южного Кавказа. Многие в Европе согласны, что Азербайджан прав, говоря, что его территория оккупирована, что Нагорный Карабах был отторгнут насильственным путем. Армянская позиция звучит противоположно – в Нагорном Карабахе жили армяне, которых Азербайджан притеснял и которые высказались за свою независимость. И это тоже принцип, который на Западе поддерживают, но не в такой мере, как поддерживают территориальную целостность. На Армению будет большое давление идти со стороны Запада по вопросу возвращения Азербайджану территорий вокруг Нагорного Карабаха, которые были захвачены. Но азербайджанская сторона боится, что сейчас карабахский вопрос будет исключен из повестки дня.
Азербайджан жестко разговаривает с Турцией по карабахскому вопросу, поскольку здесь интересы великих держав в лице США, Евросоюза нацелены не на решение нагорнокарабахской проблемы, а на то, как приобщить весь регион Южного Кавказа к сотрудничеству с Евросоюзом. В азербайджанском правительстве замечается нетерпение. Там считают, что Нагорный Карабах военным, незаконным путем оторван от Баку. Азербайджан видел, какими методами был решен вопрос Абхазии и Южной Осетии. В интересах Азербайджана, как и в интересах Грузии в свое время, воссоединить территориальную целостность. Азербайджан нервно реагирует на недопонимание проблемы Нагорного Карабаха в международном сообществе. Высказывания Азербайджана о возможности начала войны – это попытки надавить на международное сообщество, не дать забыть, что азербайджанские земли были отняты и у Баку проблема беженцев, которая не решена.
Армения и Азербайджан входят в СНГ, и есть много площадок, где их лидеры встречаются. Военных действий не будет, потому что западное сообщество этот вариант не поддержит. В то же время ожидать подвижек в урегулировании карабахского конфликта сложно. Конфликт в том виде, в каком он сейчас, не устраивает только Азербайджан. Другие страны, как сказано, вполне устраивает статус-кво.
Запад, собственно, не хочет занимать ни армянскую, ни азербайджанскую сторону в вопросе Нагорного Карабаха. Просто Западу хочется, чтобы на территории бывшего Советского Союза не было кровопролития. Если там будет мир, Запад готов вкладывать деньги и хочет иметь влияние, но сам он не имеет ключа к разрешению конфликта. Идеология Евросоюза нацелена на примирение, на религиозный диалог между исламом и христианством. Тем более что Азербайджан является очень современным исламским государством и никоим образом не является фанатическим. Европейский союз будет пытаться как-то надавить на Армению и Азербайджан, чтобы они открыли свои экономики для западных инвестиций. Европейский союз будет пытаться создать какие-то структурные общие проекты, экономические проекты, которые связали бы все три республики Южного Кавказа в один рынок, в одно целое. Евросоюз попытается создать позитивное настроение в двух государствах, чтобы следующие поколения могли менее эмоционально обсуждать проблемы Нагорного Карабаха и смогли бы договориться.
В ближайшие полгода Евросоюз будет очень занят самим собой. Будет учрежден пост министра иностранных дел ЕС, у которого будут широкие полномочия. В МИД ЕС будет свой штаб, и, видимо, будут переназначены спецпредставители этой европейской службы на определенных должностях. Европейская внешняя политика будет стремительно распространяться на Южный Кавказ, потому что Евросоюз понимает, что в результате российско-грузинского конфликта он как институт смог войти на Кавказ и закрепиться в Грузии. Сейчас ЕС будет стараться закрепиться также в Армении и в Азербайджане. Западу позарез хочется диверсифицировать поставки газа из России за счет создания нового энерготранзитного коридора через Южный Кавказ, и не только через саакашвилевскую Грузию.
Россия уже не в силах удержать Армению. У Армении свои интересы на Западе. Не случайно Армения не присоединяется к новому Таможенному союзу – Россия, Казахстан, Беларусь. Сейчас даже Беларусь не ориентирована целиком на Россию и находится в поиске своего пути интеграции с западными институтами. Тем более Армения, которая не будет делать ставку только на Россию, поскольку у нее нет с ней непосредственной границы. Усиление влияние НАТО на Грузию автоматически загоняет Ереван в геополитическую изоляцию. Запад не хочет провоцировать Россию. Но если Россия увидит, что теряет влияние в Армении, то будет стараться каким-то образом балансировать это усилением сотрудничества с Азербайджаном.
Россия создает для себя определенные факторы на энергетическом поле и определенные барьеры для европейцев, которые продвигаются в обход России к Каспийскому морю. Для России эта сделка очень дорога, и никто не знает, какими будут цены через несколько месяцев. Учитывая то, какие проблемы возникли с Туркменистаном, аналогичные проблемы со временем могут возникнуть и с Азербайджаном. Россия сейчас действует так, чтобы предотвратить нарастающее влияние западных энергетических фирм и западной политики на побережьях Каспия. Сделка между Азербайджаном и Россией о закупке почти всех объемов азербайджанского газа «Газпромом» связана в основном с оборонительной политикой России в отношении Евросоюза. Россия начинает терять влияние в Центральной Азии, поэтому в ее целях в принципе предотвратить построение Nabucco.
Россия не захочет просто так потерять влияние в регионе. Она будет поддерживать то Армению, то Азербайджан. Армения – союзник России в военном плане, она сдерживает Запад на Южном Кавказе, Азербайджан – главный партнер по энергетическим вопросам на Южном Кавказе, так что Россия здесь должна действовать, как Европейский союз: и вашим, и нашим. Поэтому из-за того, что все стороны смотрят на обе стороны конфликта, он в принципе труднорешаемый.