Война между СССР и Финляндией, начавшаяся 30 ноября 1939 года, завершилась 12 марта 1940 года подписанием в Москве мирного договора. Сейчас уже не спорят о том, кто начал боевые действия. И российские, и финские историки единодушны в том, что агрессором был Советский Союз, что война была объявлена по решению Сталина.
Но при этом не стоит забывать, что войне предшествовали серьезные попытки Кремля мирным путем добиться – в условиях подготовки Гитлером агрессии против СССР – главной цели: передвинуть на Запад советско-финляндскую границу, проходившую всего в 30 с небольшим километрах от Ленинграда. В 1938–1939 годах советское правительство не раз предлагало финнам (по неофициальным и дипломатическим каналам) различные варианты решения этой проблемы, включая предоставление военно-морской базы на полуострове Ханко, передачу в аренду ряда островов в Финском заливе и обмен Карельского перешейка на вдвое большую территорию в районе Ладожского озера. На заключительном этапе в переговорах лично участвовал Сталин.
Руководство Финляндии не приняло ни одного из предложений Москвы. Хотя даже такой антисоветски настроенный деятель, как маршал К.-Г.Маннергейм, признавал обоснованность – с точки зрения военно-стратегической – озабоченности руководства СССР. Правда, он затем стал главнокомандующим вооруженными силами Финляндии.
Утром 30 ноября части Красной армии обрушились на Финляндию. Ее силы во всех отношениях были превосходящими. Уже в первые дни войны Красная армия бросила в бой 19 пехотных дивизий и 7 танковых бригад, всего около 450 тыс. человек. Еще более подавляющим было превосходство СССР в тяжелом вооружении: в его распоряжении находилось 2 тыс. танков, столько же артиллерийских орудий и 1 тыс. боевых самолетов. Армия Финляндии насчитывала 300 тыс. человек, но даже стрелкового оружия не всем хватало.
На главном направлении, на Карельском перешейке, у финнов помимо войск прикрытия, образованных в составе регулярной армии, было задействовано шесть дивизий. На фронте протяженностью почти в тысячу километров, от Ладоги до Северного Ледовитого океана, стояли только две дивизии и несколько отдельных батальонов. В резерве главнокомандующего было оставлено две дивизии. Финляндия располагала самое большее около 100 пригодными к использованию самолетами. Танков практически не было. Наиболее мощным оружием была береговая артиллерия, которая в Выборгском заливе и в западной части Карельского перешейка могла поддерживать действия сухопутных войск.
Сейчас, наверное, многие не знают, что сразу же в местечке Терийоки (ныне – Зеленогорск) было создано Народное правительство Финляндской демократической республики, премьер-министром и министром иностранных дел которого стал член Политбюро ЦК ВКП(б) Отто Куусинен. СССР подписал с правительством Куусинена «Договор о дружбе и взаимной помощи». Была сформирована «народная армия», основную часть которой составляли русские, а также карелы.
Бои разгорелись на Карельском перешейке, в северной и северовосточной Финляндии. Самыми кровопролитными были сражения в районе Суомуссалми. Об этом стоит упомянуть особо. Начав наступление 30 ноября с задачей и выйти на Оулу (побережье Ботнического залива), 163-я стрелковая дивизия из состава 9-й армии под командованием А.И.Зеленцова к 8 декабря заняла Суомуссалми, но затем была остановлена активными контрдействиями финских войск и окружена. На помощь ей была направлена 44-я дивизия А.И.Виноградова, переброшенная с Украины без лыж, зимнего обмундирования, отягощенная неповоротливой в условиях Финляндии бронетехникой. Колонна дивизии растянулась по узкой, зажатой между лесами и болотами дороге Раате, что позволило рассечь и уничтожить ее по частям. Трагедию усугубили 40-градусные морозы, снега и жуткая темень Приполярья.
В итоге боев 163-я дивизия отошла, потеряв 25% своего состава. 44-я погибла почти целиком. В лесах Суомуссалми война унесла около 23 тысяч жизней советских и 1100 финских воинов.
В сентябре 1994 года в Суомуссалми по инициативе российского посольства и при содействии финских властей был установлен памятник нашим погибшим. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил заупокойную молитву: «Я молюсь Господу Иисусу Христу об упокоении лежащих здесь солдат. Я молюсь о моих павших соотечественниках – людях разных национальностей и вер, ставших жертвами преступной политики».
Вообще до сих пор неизвестно, сколько всего наших ребят сложили головы в болотах и лесах Карельского перешейка, приладожской Карелии, Кухмо, Куолинярви. Цифры называются самые разные – от 49 тыс. (Молотов на сессии Верховного Совета СССР в марте 1940 года) до 100 тыс. (неуточненные данные наших архивов). Финны считают, что погибли более 200 тыс. советских солдат. Финляндия потеряла убитыми около 24 тыс. человек. Весьма ощутимыми были для Финляндии материальные потери. В соответствии с мирным договором к СССР отошли Карельский перешеек с городом Выборгом, северное и западное побережье Ладожского озера, район западнее Мурманской железной дороги и часть полуостровов Рыбачий и Средний. На арендных началах СССР передавался полуостров Ханко для создания там военно-морской базы. Финляндия потеряла около 10% своей территории, свыше 400 тыс. финнов были вынуждены переселиться в Финляндию.
Финны пытались вернуть утраченные территории, вступив в июне 1941-го в войну против СССР на стороне Германии. Долгое время в Финляндии бытовала версия о том, что война 1941–1944 годов была «войной-продолжением». Но в конце концов финны должны были признать, что Финляндия была союзницей Гитлера. Например, такое мнение высказали в ноябре 2009 года 28 из 37 финских профессоров-историков, опрошенных «Хельсингин Саномат».
Потерпев военное поражение, финны были вынуждены заключить 10 сентября 1944 года соглашение о перемирии, восстанавливающее условия мирного договора 1940 года, в том числе советско-финляндскую границу, установленную этим договором. Неизменность послевоенных границ подтверждена в Парижском мирном договоре 1947 года, а также в российско-финляндском договоре 1992 года. Хотя вопрос о возвращении «утраченных территорий» время от времени продолжает подниматься некоторыми националистически настроенными финскими общественными организациями, в повестке дня российско-финляндских отношений, уверен, он никогда стоять не будет.
В заключение несколько выводов – Зимнюю войну не следует рассматривать только в локальном, советско-финляндском контексте. Она стала одним из «спусковых крючков» в войне Гитлера против СССР. Именно она подтвердила неподготовленность Красной Армии, ее неспособность к крупномасштабным боевым операциям. Не случайно «план Барбаросса» был утвержден фюрером вскоре после советско-финляндской войны.
Что же касается Финляндии, то хотя Зимняя война и обернулась для нее военным поражением, она стала для нее политической и психологической победой. Сопротивление агрессору объединило финскую нацию и главное – сохранило независимость страны. Именно национальных дух, чувство «мы» позволило этой небольшой стране за относительно короткое время вырваться в число европейских, а в ряде случаев и мировых лидеров по многим показателям: уровню развития экономики, развитию информационных, коммуникационных и других высоких технологий, уровню развития демократических институтов, социальной и правовой обеспеченности населения.