0
2262
Газета Дипкурьер Интернет-версия

27.12.2010 00:00:00

Как преодолеть распутье

Юрий Годин

Об авторе: Юрий Федорович Годин - доктор экономических наук, профессор Института экономики.

Тэги: белоруссия, россия


«Русские и белорусы – один народ», – раздается из Минска. Что требуется предпринять верхам в России и Белоруссии, чтобы выйти из нынешнего тупика и фактической остановки строительства Союзного государства?

Конечно, необходимо сесть за стол переговоров и решать актуальные проблемы двусторонних отношений. Создание новой Системы европейской безопасности, которую недавно предложил выстраивать президент РФ Дмитрий Медведев, не будет серьезно восприниматься на Западе, если Россия не может ладить с родственной Белоруссией. А успешное создание Союзного государства будет несомненным козырем в руках российского президента на переговорах с западными партнерами. Иначе мы получим вторую «линию Керзона», которая замкнет остающееся звено (то есть в лице Белоруссии) недружественных России государств на западных границах. Ведь об этом мечтали и мечтают наши «друзья» – англосаксы, чтобы вплотную придвинуться к Санкт-Петербургу, Пскову и Смоленску. В последние годы, по мере обострения отношений Кремля и Минска, они очень внимательно и обходительно относятся к Белоруссии, в которой в отличие от России наблюдаются политическая, экономическая, социальная стабильность и самодисциплина во всех сферах жизни ее трудового народа. Поэтому не случайно, по данным Всемирного банка, сегодня среди 180 стран мира Белоруссия занимает 58-е место в мировом рейтинге привлекательности для вложения капитала, а ее партнеры по Таможенному союзу: Казахстан – 63-е место, Россия – 120-е место. Естественно, в этом заключается немалая заслуга Лукашенко и других руководителей маленькой республики, и это признается Западом, который постепенно снимает барьеры в сотрудничестве с Минском. А мы – сторонники единения с Белоруссией – этому радуемся.

Вторая главная задача руководителей России и Белоруссии состоит в определении баланса национально-государственных интересов наших стран-союзниц и первых друг для друга стратегических партнеров. Этот баланс, как показывает практика, включает три главные сферы взаимодействия России и Белоруссии: торгово-экономическое, военно-техническое и оборонное сотрудничество. Если экономика маленькой Белоруссии критически зависима от ее внешней торговли, и прежде всего от торгово-экономического сотрудничества с Россией с ее природными ресурсами и ее емким рынком, то для державной страны – Российской Федерации – высоко значимо сотрудничество в военно-технической и оборонной областях.

Внешняя торговля. За 19 лет сепаратного существования России и Белоруссии последняя ни разу не имела ни баланса, ни положительного сальдо внешней торговли с РФ, то есть Минск имел только отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Отрицательное сальдо Минска в торговле с Москвой стало особенно интенсивно нарастать после российского финансового дефолта 1998 года, когда Россия стала повышать цены на энергоносители для Белоруссии, отказавшись от ценового ориентира приграничной Смоленской области в торговле природным газом. Именно этот фактор стал дестабилизировать и обострять отношения двух союзных стран в последующие годы, что привело к двум «нефтегазовым войнам».

Чтобы преодолеть сложившийся дисбаланс в торговле с Россией, Лукашенко вполне резонно требует от Москвы «садиться за стол переговоров, где будем искать справедливость». По словам белорусского президента, транзитное положение Белоруссии – это такой же ресурс, как нефть и природный газ у России. Однако за перевоз 100 млн. тонн российских грузов в Европу и обратно, что составляет до 70% экспорта и импорта Москвы в торговле со странами Евросоюза, Российская Федерация почему-то не платит Белоруссии ни копейки. Кроме того, Россия не платит ни копейки за две военные базы, расположенные на территории Белоруссии, хотя, как сетует Лукашенко, Россия готова платить 40 млрд. долл. Украине за пребывание Черноморского флота в Севастополе в последующие 10 лет.

Военно-техническое сотрудничество. Доля поставок Белоруссии для производства военно-технической продукции в России составляет около 17%. Главным образом это средства спутниковой и космической связи, оборудование для радиостанций, радионавигационные устройства и другая продукция наукоемких технологий. Ни один российский «Тополь» не взлетит без автомобильного шасси, поставляемого с МАЗа. Следует отметить, что предприятия военно-технического направления, производящие указанную выше продукцию в Белоруссии, полностью разрушены в России в ходе конверсии и приватизации.

С белорусским ВПК Россия имеет производственную и научно-техническую кооперацию со 120 заводами и конструкторскими бюро по 1600 видам продукции военно-технического назначения (по данным Совета по изучению производительных сил при РАН и Минэкономразвития – СОПС).

Оборонное сотрудничество. В условиях значительного ослабления мирополитической и мирохозяйственной роли России как правопреемницы СССР, а также в связи с активным продвижением НАТО и Евросоюза на восток Белоруссия играет исключительно важную роль буфера на пути евро-атлантических структур, действующих с дальним прицелом в отношении России. В долгосрочном плане Белоруссия – единственный и надежный союзник на западных границах России, если исходить из колеблющейся позиции Украины и откровенной неприязни со стороны Литвы, Латвии и Эстонии.

С одной стороны, Запад не устраивает жесткое противодействие Минска навязыванию так называемых западных ценностей в противовес сохранению ценностей славянской цивилизации как основы духовного развития страны. С другой стороны, промосковская ориентация нашего союзника не позволяет замкнуть санитарный кордон из недружественных стран на западных границах России, которую евроатлантисты по-прежнему опасаются. Об этом ярко свидетельствует, в частности, доминирование военно-политической составляющей линии в их стратегии при продвижении НАТО и Евросоюза на восток.

Следует особо отметить, что продвижение евро-атлантических структур на постсоветское пространство серьезно тормозится рядом военно-технических факторов, которые определяет именно Белоруссия.

Во-первых, это связано с наличием у республики современных вооруженных сил. Белорусская армия рассматривается западными экспертами как одна из сильнейших в Европе, которая – единственная из армий стран СНГ – способна помочь российской армии в трудную минуту.

Во-вторых, Белоруссия содержит сложную и дорогостоящую военно-техническую инфраструктуру, которая по большому счету не нужна маленькой республике, но в ней очень заинтересована Россия. Речь идет о военных аэродромах, в том числе для приема бомбардировщиков стратегического назначения, радиолокационной станции (РЛС) под Барановичами, пункте управления подводными лодками в городе Вилейка. Создание подобных аналогов на российской территории потребует, по оценкам военных специалистов, от 21 до 25 млрд. долл. Добавьте сюда еще содержание границы Белоруссии от Бреста до Псковской области. Естественно, в случае смены политического вектора в Минске военная и пограничная инфраструктуры Белоруссии перестанут обслуживать стратегические интересы России. Кстати, ликвидация в начале 1990-х годов РЛС в латвийском поселке Скрунде под напором США в обмен на скорейшее принятие Латвии в НАТО и Евросоюз означала потерю Россией самой мощной РЛС бывшей советской армии на западных границах страны стоимостью около 2 млрд. долл.

В-третьих, военно-стратегические планы США разместить элементы ПРО на территории стран Центральной и Восточной Европы, которые будут служить якобы для предотвращения ракетных ударов Ирана против Европы, но в то же время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что эти элементы будут направлены против России. В этих непростых условиях ключевую роль может сыграть именно Белоруссия. По мнению российских военных специалистов, установка на территории союзной республики противоракетных комплексов С-400 способна нейтрализовать потенциальную американскую угрозу. Этой же цели служит и Договор о совместной системе ПВО, которая, как известно, уже существует де-юре и де-факто. Белоруссия также намерена координировать действия с Российской Федерацией по адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и в рамках ОДКБ. Все это, по словам белорусского лидера, необходимо, чтобы «не только вместе выстоять в мире новых угроз и вызовов, но и усилить наше внешнеполитическое влияние, нарастить общий экономический потенциал».

Гипотетическая потеря союзника в лице Минска автоматически приведет к потере стратегического российского форпоста на западном направлении, непосредственно примыкающего к территории России. По нашему мнению, только заключение комплексного Соглашения о торгово-экономическом, военно-техническом и оборонном сотрудничестве Российской Федерации и Республики Беларусь на основе принципа союзничества даст решение ключевого вопроса двустороннего сотрудничества – достичь баланса национально-государственных интересов двух стран, сохранить и укрепить наш союз как влиятельный фактор и важный составной элемент в новой системе европейской безопасности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
3764
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2044
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
5060
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
6500

Другие новости