За спиной у Франсуа Олланда - преданный парламент.
Фото Reuters
17 июня во Франции прошел второй тур парламентских выборов. Он стал финишной прямой длительного «избирательного марафона», который начался в октябре 2011-го с первичных выборов Социалистической партии (СП) и чьей кульминацией стали президентские выборы, состоявшиеся 22 апреля и 6 мая 2012-го. В соответствии с Конституцией французы избирают на пятилетний срок 577 депутатов в Национальное собрание – нижнюю палату парламента. Голосование проходит по избирательным округам в два тура. Во второй тур проходят лишь кандидаты, набравшие 12,5% списочного состава избирателей. Нововведением этого года стало создание 11 специальных округов для голосования более полутора миллионов французов, официально зарегистрированных за рубежом.
Французы подтвердили свой выбор, сделанный ранее в пользу Франсуа Олланда. Он сумел сохранить политическую динамику президентских выборов и убедил избирателей отдать свои голоса Социалистической партии, чтобы получить парламентское большинство, необходимое для реализации его предвыборной программы. Сегодняшняя политическая ситуация напоминает сценарий событий 1981, 1988, 2002 и 2007 годов. Это не тот случай «сосуществования», при котором президент и правительство представляют разные политические лагери, что случалось в 1986–1988, 1993–1995 и 1997–2002 годах, когда президент уже занимал свой пост в течение нескольких лет и общество успевало от него «устать».
Ни один политический аналитик (в том числе из лагеря «Союза за народное движение» (СНД), партии бывшего президента Николя Саркози) и не помышлял о том, что французы проголосуют иначе, нежели в мае. Интрига сохранялась лишь в том, получит ли Олланд абсолютное большинство в Бурбонском дворце (резиденции Национального собрания) либо же ему придется заключать союз с «зелеными» или с «Левым фронтом».
В итоге СП с союзниками получили 314 мандата и абсолютное большинство в парламенте, что, конечно, далеко от «розовой волны» Франсуа Миттерана 1981 года, но все-таки является уверенной победой. Социалисты контролируют все органы власти: Елисейский дворец, Национальное собрание, Сенат вместе с союзниками, 21 из 22 регионов страны, большую часть департаментов и крупных городов страны (Париж, Лилль, Лион, Тулузу, Страсбург). Такая политическая картина в Пятой республике сложилась впервые. Тем не менее нельзя упустить тот факт, что социалисты не смогли получить большинства в 3/5 голосов в Конгрессе, который объединяет Национальное собрание и Сенат. Это обстоятельство благополучно похоронит некоторые предвыборные обещания президента, в том числе о праве голоса на местных выборах для иностранцев, живущих во Франции более 10 лет.
Новым явлением на политической карте Франции стало многочисленное представительство «зеленых», которые получили 17 мест против трех в прошлом собрании. Подобный результат стал возможен благодаря союзу с СП, которая не выставила свои кандидатуры в 60 округах. У «зеленых» два министра в правительстве, которые готовы высказать мнение, альтернативное президентскому, по ряду вопросов, в числе которых мирный и военный атом, а также легализация марихуаны. Однако их поле для маневра не так уж и велико, блокировать инициативы СП в Национальном собрании им явно не под силу. При этом быть услышанными «зеленым» поможет тот факт, что, обладая 5–7% голосов, они могут стать важным союзником СП в перспективе местных и региональных выборов в 2014-м.
Что касается коммунистов, в этом году они вступили в коалицию с партией «Левый фронт» и дорого поплатились за разрыв давнего союза с СП. Они получили лишь 10 мест. Для сравнения: в прошлом собрании у них было 19 мест, а еще в 1980 году – 88. Им удалось сохранить свои позиции лишь в северных, центральных регионах и в пригороде Марселя. Это поражение кажется парадоксальным на фоне президентских выборов, в ходе которых лидер партии Жан-Люк Меланшон набрал 11% голосов, показав тем самым очень достойный результат. А уже спустя месяц, решившись сразиться с Марин Ле Пен, он был повержен в первом же туре. «Красный пояс» вокруг Парижа тает на глазах. Коммунисты проиграли даже в округе Иври-сюр-Сен, на исторической родине Мориса Тореза. Лишь благодаря союзу с депутатами от заморских территорий «Левому фронту» удалось набрать 15 мандатов – число, необходимое для создания парламентской фракции.
В свою очередь, бывшей правящей партии «Союз за народное движение» есть над чем задуматься. Безусловно, результат в 229 мест нельзя назвать провальным, если бы не идеологические метания, которые так явно проявил избирательный марафон. В ходе президентских выборов казалось, что политический курс партии, прозванный «линия Бюиссона» в честь советника Саркози, придерживающегося крайне правых взглядов, и сторонника сближения с Национальным фронтом, приносит свои плоды. Итоговые 48,3% на президентских выборах в пользу Саркози превысили все прогнозы, в том числе и благодаря крайне правой риторике, к которой он прибегал между первым и вторым турами выборов. Тем не менее большинство ближайших соратников Саркози потерпели поражение, несмотря на заигрывание с крайне правым электоратом. Ситуацию к тому же осложняет внутрипартийная борьба между двумя политическими тяжеловесами: Жан-Франсуа Копе, нынешним генеральным секретарем партии, и Франсуа Фийоном, экс-премьер-министром. Кульминация соперничества ожидается осенью на внеочередном съезде партии. Хотя Копе уже успел вырваться вперед за счет того, что Кристиан Жакоб, его правая рука, был избран главой парламентской группы.
Парламентские выборы имели и другие важные последствия, такие как уход с политической арены центриста Франсуа Байру и одновременное возвращение Национального фронта. Байру, лидер «Демократического движения», потерпел поражение в своем родном округе Беарн, в полной мере ощутив на себе, с одной стороны, месть правых, которые не простили ему призыва голосовать за Олланда во втором туре выборов, а с другой стороны, неблагодарность социалистов, лидер которой Мартин Обри поддержала соперника Байру. Несмотря на свои заслуги, Байру, политик-одиночка, который первый обратил внимание французов на проблему государственного долга и критиковал систему Саркози, потерял мандат парламентария. Однако он уверен, что в скором времени его голос будет услышан и что для выхода из той сложной ситуации, в которой сейчас оказалась Франция, Олланду придется сформировать правительство национального единства. А в 2014 году Байру сможет претендовать на пост еврокомиссара.
Национальный фронт, в свою очередь, оказался в двойственном положении. С одной стороны, он вошел в Национальное собрание, где отсутствовал с 1988-го, хотя и оказался представлен лишь двумя депутатами. С другой стороны, лидер партии Марин Ле Пен уступила на выборах кандидату социалистов. Еще никогда идеи Национального фронта не проникали так глубоко в сознание французского общества. Достаточно успешной кажется стратегия «де-демонизации» Марин Ле Пен, которая старательно избегает скандальных высказываний на тему концентрационных лагерей, что раньше легко мог позволить себе ее отец. При этом интересен тот факт, что около двух третей избирателей Национального фронта и СНД признают возможность союза. Непримиримыми остаются лишь католики и голлисты. Они никогда не примут союз с партией, чьи идеологические корни восходят к режиму Петена и чьи основатели в ходе войны в Алжире поддержали тех, кто пытался убить де Голля. Решающей для формирования структуры правых сил станет фигура будущего лидера СНД. Франсуа Фийон, приверженец традиционных правых взглядов и выходец из состоятельных провинциальных слоев, без сомнения, не пойдет на «сделку с дьяволом». Что, напротив, вполне вероятно в случае с Жан-Франсуа Копе.
Парламентские выборы, хотя они и не вызвали ажиотажа во французском обществе (явка на выборах составила рекордно минимальные 55,2%), выявили некоторые важные политические тенденции. Безусловно, у Франсуа Олланда есть все возможности реализовать свою программу, хотя общая ситуация в стране и в мире не столь благоприятна, нежели при его предшественниках. Кризис и правление Саркози имели серьезные последствия для Франции. Перед социалистами стоит сложная задача восстановления страны, что требует быстрых и болезненных решений. В скором времени будет объявлено о повышении налогов, позволяющем собрать 8–10 млрд. евро, необходимых, чтобы залатать дыры в бюджете-2012. Предполагается, что эти меры затронут лишь крупные компании и наиболее обеспеченные слои общества, но очевидно, что всем французам придется приложить усилия. Президентский путь Олланда обещает быть тернистым.