0
6753
Газета Дипкурьер Интернет-версия

04.02.2013 00:00:00

Евразийские перспективы могут расшириться

Вадим Балытников

Об авторе: Вадим Владимирович Балытников - к.ю.н., доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета Санкт-Петербургского филиала "Высшей школы экономики".

Тэги: снг, политика


снг, политика ЕврАзЭС по задумке ее организаторов должно со временем трансформироваться в Евразийский союз.
Фото Reuters

В декабре в Ашхабаде прошел саммит Содружества Независимых Государств. На нем была принята специальная декларация о перспективах дальнейшего развития СНГ, а также решен целый ряд вопросов, касающихся окончательного формирования внутри Содружества зоны свободной торговли (в частности – присоединения к ней Узбекистана, который решил последовать примеру Украины и войти в состав ЗСТ). В этом же месяце в Москве еще раз встретились лидеры стран – членов Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и созданного в его рамках Таможенного cоюза.

Может статься, что в скором времени экономико-хозяйственный потенциал последнего из упомянутых объединений начнет прирастать Украиной. После прошедшей в ходе ашхабадского саммита встречи Владимира Путина и Виктора Януковича украинский президент заявил о том, что его стране «нужно присоединяться к некоторым положениям Таможенного cоюза». Впрочем, неожиданной новостью такого рода заявление назвать сложно. Ведь еще в октябре глава украинского государства говорил об изучении им приемлемых форм интеграции с Таможенным cоюзом и ЕврАзЭС (в котором Украина имеет статус наблюдателя) с учетом перспективы трансформации этих объединений в Евразийский экономический cоюз. А не так давно большая группа представителей украинской политической и научной элиты выступила с открытым письмом о необходимости ускорения и углубления горячо поддерживаемых народом Украины процессов евразийского сотрудничества (см. «НГ» от 28.11.12).

Происходящее на наших глазах расширение Зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ на восток и одновременное оформление внятных перспектив распространения сферы действия механизмов Таможенного союза в сторону западных границ бывшего СССР позволяют говорить о формировании на постсоветском пространстве двух интеграционных зон – «центральной» и «центрально-южной». К первой из них относится исторически сложившееся ядро Северной Евразии – Россия, Украина, Беларусь и Казахстан. Ко второй – все независимые государства, возникшие на территории распавшегося Советского Союза (за исключением стран Балтии).

При этом общеизвестно, что в процессе евразийской интеграции стремятся участвовать и другие государства – в первую очередь Турция, руководство которой еще в 2010 году выступило с инициативой формирования в Евразии интеграционного объединения, аналогичного Европейскому союзу. Популярность евразийских интеграционных идей растет и во многих странах Балканского полуострова – Болгарии, Румынии, Сербии, Греции…

И это неудивительно. Ведь еще Самюэл Хантингтон, рассуждая о возможных путях предотвращения межцивилизационных конфликтов, отмечал, что балканские страны в силу объективных условий своего исторического развития относятся не столько к западно-европейскому культурно-цивилизационному ареалу, сколько к особой своего рода «европейско-азиатской» цивилизации. Строго говоря, к этой цивилизации наряду с постсоветскими государствами, по сути, относится вся территория бывшего «византийского мира» – от Черногории до Кипра…

Неудивительно, что российские политологи и специалисты в области международных отношений все чаще говорят о необходимости открыть государствам Балкано-Анатолийского региона путь для присоединения к интеграционным объединениям, формирующимся на пространстве СНГ. При этом необходимо учитывать, что, как неоднократно заявляли представители российского дипломатического ведомства, формирование Евразийского экономического союза ни в коей мере не может и не должно рассматриваться как угроза для единства ЕС, в состав которого входят некоторые балканские страны.

Современная система международных отношений знает немало примеров одновременного участия различных государств в двух сопредельных региональных организациях. Так, например, Азербайджан и страны Центральной Азии одновременно являются членами как СНГ, так и Организации экономического сотрудничества (в которую наряду с ними входят Турция, Иран, Афганистан и Пакистан). Думается, что соответствующий опыт вполне мог бы быть творчески использован в деле привлечения к процессам евразийской интеграции ряда стран – членов Европейского союза и некоторых государств, претендующих на членство в нем.

Кроме того, для указанных стран, выражающих желание участвовать в деятельности евразийских межгосударственных структур, при необходимости, несомненно, могут быть выработаны различные устраивающие их форматы специального (ассоциированного) членства (участия) в Евразийском экономическом союзе (а позднее – и в Евразийском союзе, в который, быть может, со временем трансформируется ЕАЭС). Стоит отметить, что именно используя подобного рода форматы, некоторые члены форума островов Тихого океана (объединяющего большинство государств Австралазии) успешно участвуют в деятельности Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Наконец, по мере вовлечения в орбиту евразийского сотрудничества не входивших в состав СССР стран может быть сформирована третья, расширенная зона евразийской интеграции. Образцами для нее могут послужить европейские и южноамериканские интеграционные объединения подобного рода. При этом, если в рамках Европейской экономической зоны организациями-партнерами являются Европейский союз и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), а в рамках Союза южноамериканских наций – Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) и Андское сообщество, то на евразийском пространстве в качестве организаций-партнеров в деле расширения интеграции могут выступать Евразийский экономический союз и Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), членами которой являются, в частности, Турция и большинство государств востока, юга и центральной части Балкан…

Думается, что описанные выше подходы, предполагающие разнообразие зон и различие форматов возможной интеграции, при определенных условиях могли бы стать самым эффективным средством формирования широкого межгосударственного объединения, выходящего за пределы границ бывшего СССР и включающего в свою орбиту все «большое пространство» евразийской цивилизации. Цивилизации, основу которой образует многовековой плодоносный синтез греческой, славянской, тюркской и восточно-романской культур, ставший результатом общей исторической судьбы творящих его народов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
1222
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
1264
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
1190
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
896

Другие новости