0
9212
Газета Дипкурьер Интернет-версия

01.04.2013 00:01:00

Франция меняет стратегию в Африке

Арно Дюбьен

Об авторе: Арно Дюбьен – директор франко-российского Аналитического центра «Обсерво» (Москва).

Тэги: франция, африка, цар, мали, война


франция, африка, цар, мали, война Французские солдаты уже почти три месяца контролируют ситуацию в Мали. Фото Reuters

Неделю назад в связи с обострением ситуации в Центрально-Африканской Республике Франция направила туда 300 солдат, доведя численность своего контингента в столице страны Банги до 550 человек. Цель этих действий – защита французской общины и других находящихся в ЦАР иностранцев. Новый государственный переворот, – а их было много в истории этой беднейшей африканской страны, – позволил констатировать, что Франция не защищает режим Франсуа Бозизе. Такой задачи перед военными не стоит.
Это очень важный сигнал. Уже много лет во Франции идут дебаты по вопросу о том, чтобы пересмотреть традиционную политику Парижа в отношении Черного континента. Она проводилась с 1960 года, когда получила независимость большая часть французских колоний в Африке, и подразумевала защиту различных режимов, в том числе и авторитарных. Теперь от этой стратегии, которая неофициально называлась «Франсафрика», решено отказаться.
Война в Мали также подтверждает сказанное, оставаясь вместе с тем особым случаем. Франция ввязалась в этот конфликт против своего желания и, можно сказать, вынужденно. Цель операции – остановить наступление исламистов, которые решили сыграть на опережение. Они поняли, что оформление международной миссии в ООН займет несколько месяцев, поэтому нужно действовать быстро.
В январе экстремистские группировки неожиданно начали наступление на юг страны, и в конечном счете это сыграло против них. В свете попыток избавиться от репутации неоколонизатора Франция не собиралась вмешиваться военным путем и делала все для того, чтобы этого избежать. Но из-за реальной угрозы для столицы страны Бомако Париж за считанные часы отправил в Мали спецназ и другие войска, чтобы остановить колонны исламистов и выдавить их из Мали, предотвратив создание в Сахеле своеобразной «серой зоны» – террористического анклава, – а также восстановить Мали как целостное, нормально функционирующее государство. Последняя задача, конечно, не будет решаться Францией в одностороннем порядке: она потребует усилий всего мирового сообщества в рамках соответствующих международных институтов.
Отметим, что для успешного проведения операции в Мали в декабре прошлого года Франсуа Олланд отправился в Алжир, где добился того, чтобы власти страны открыли свое воздушное пространство для французской авиации. Впоследствии события на юге Алжира, где были взяты в плен заложники, показали, что ситуация в Мали представляет реальную угрозу его безопасности. Сегодня Алжир не подает никаких признаков недовольства из-за нахождения французских военных вблизи его границ.
Ситуация в Мали не имеет ничего общего с положением дел в 1960-е, 70-е и 80-е годы, когда Франция играла активную постколониальную роль в Черной Африке, заключала еще при Шарле де Голле военные соглашения, – в общем, что называется, де-факто «заказывала музыку»: то приводила к власти режимы, то убирала их, то спасала… Это происходило в контексте холодной войны, когда СССР тоже предпринимал в Африке очень активные шаги.
На этом фоне первым историческим переломом стал 1990 год, когда в городе Ля-Боль состоялся очередной саммит Франция–Африка. Тогда Франция в лице Франсуа Миттерана впервые обусловила дальнейшую помощь африканским странам их демократизацией. Этот подход сработал не сразу и не со всеми странами, но по крайней мере французское руководство недвусмысленно обозначило желание порвать с порочной практикой прошлого, когда Париж поддерживал диктаторские режимы и коррумпированных лидеров.
В последние годы Франция продолжила предпринимать шаги в том же направлении. Она старается действовать в Африке в рамках миссий Евросоюза, причем не на первых ролях, пересматривает условия военных соглашений с рядом африканских стран. Обсуждается вопрос о сокращении количества военных баз в Африке с четырех до двух. Вместе с тем при Николя Саркози Париж продолжил играть в Африке довольно активную роль. В период его президентства Франция осуществляла военное вмешательство трижды: в Чаде, Кот д'Ивуаре и Ливии. В частности, в Код д'Ивуаре президент Лоран Гбагбо, не признавший итоги выборов, был свергнут силами французской армии, а в Чаде Франция поддержала режим в Нджамене. В Ливии Париж помог низвергнуть полковника Муаммара Каддафи.
Что касается Олланда, то он, кажется, готов полностью дистанцироваться от политической борьбы, происходящей в бывших французских колониях на Черном континенте. Об этом свидетельствуют его подходы в ЦАР и Мали. Однако не стоит думать, что Франция отказывается от значимой геополитической роли в Африке. Напротив, Париж признает за ней большой потенциал. Во-первых, эти страны важны с точки зрения развития франкофонии. Ожидается, что число людей, говорящих по-французски, в ближайшие 20 лет удвоится именно за счет Черной Африки.
Во-вторых, нельзя забывать об экономических интересах. Африка составляет 6% внешнего торгового оборота Франции – это 26 млрд. евро экспорта и 30 млрд. евро импорта. Несмотря на многочисленные проблемы, континент имеет большой экономический потенциал. Это уже поняли укрепляющие там свои позиции Китай и Россия.
Что касается военного аспекта, то в этом плане только Франция способна играть в Африке серьезную роль. Наверное, такие возможности есть еще у США, но Париж не очень хотел бы впускать их в свои старые владения. Франция не желает сдавать позиции в Африке. Ведь иначе ее перестанут воспринимать как великую державу.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1034
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
944
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1761
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
795

Другие новости