0
10230
Газета Дипкурьер Интернет-версия

20.05.2013 00:01:00

Четыре года "Восточного партнерства"

Ольга Шишкина

Об авторе: Ольга Владимировна Шишкина – старший преподаватель кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО.

Тэги: ес, восточное партнерство, украина, кризис


ес, восточное партнерство, украина, кризис Для руководителей ЕС Украина – важнейший участник «Восточного партнерства». Фото Reuters

Вот уже четыре года ЕС реализует внешнеполитическую программу «Восточное партнерство» (ВП). 7 мая 2009 года на саммите в Праге шесть постсоветских государств – Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина – получили адресованную только им версию «Европейской политики соседства», запущенной в 2003 году. После нескольких лет доработки по ходу осуществления можно подвести некоторые итоги.
На двустороннем уровне ЕС предлагает подписать с государствами- партнерами Соглашения об ассоциации (которые бы заменили действующие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, СПС) с включенными в них Соглашениями о создании зон свободной торговли (ЗСТ). Другие двусторонние направления взаимодействия – это соглашения об упрощении визового режима и реадмиссии, а также укрепление внутригосударственных институтов для эффективного проведения реформ. На многостороннем уровне создается механизм политического взаимодействия между ЕС и восточными партнерами (без юридически обязывающих документов).
Первоначально партнеры с воодушевлением восприняли новую инициативу. Рассмотрев ее более внимательно и не увидев в ней перспективы членства в ЕС, некоторые (Украина, Молдавия, Грузия) были разочарованы. Это, однако, не помешало им развивать отношения с ЕС в рамках ВП в надежде на изменение позиции ЕС в будущем. К 2013 году со всеми партнерами, за исключением Белоруссии, на двустороннем уровне открыты переговоры по Соглашениям об ассоциации. СПС между Белоруссией и ЕС не действует ввиду его «несоответствия демократическим нормам», а потому и новое соглашение не может быть выработано. Со всеми, за исключением Белоруссии и Азербайджана, ведутся переговоры о создании ЗСТ.
Многостороннее измерение «Восточного партнерства» представляет собой саммиты представителей ЕС и всех без исключения партнеров и ежегодные встречи министров иностранных дел. Саммитов пока было два – в 2009 году в Праге, когда, собственно, было объявлено о запуске ВП, и в 2012 году в Варшаве, когда были обозначены его дальнейшие шаги. Любопытно, что на первом Белоруссия была представлена главой правительства, на втором – послом в Польше.
Также созданы четыре «платформы» по наиболее актуальным направлениям многостороннего сотрудничества, заседающие дважды в год. Это
1) демократия, управление и стабильность, 2) экономическая интеграция и сближение законодательства, 3) энергетическая безопасность, 4) контакты между людьми. В деятельности платформ участвуют высшие должностные лица ЕС и государств-партнеров, Служба иностранных дел ЕС, Еврокомиссия и почти все остальные институты ЕС. К участию в некоторых из платформ привлекаются внешние участники: Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы и ЮНЕСКО. Предусмотрено также приглашение третьих стран (читай, России) для участия в конкретных проектах в случаях, если участие этих стран будет способствовать достижению поставленных целей ВП.
На следующем саммите в Вильнюсе в ноябре 2013 года планируется подписание соглашений об ассоциации между ЕС и теми из партнеров, которые к этому времени успеют согласовать с ЕС все вопросы и будут соответствовать представлениям ЕС о демократическом государстве. Несмотря на регулярные заверения ЕС в продолжении Восточного партнерства, поводы найти несоответствия и притормозить его реализацию есть.
Кризис привел к тому, что изначально выделенные Евросоюзом 600 млн. евро на осуществление «Восточного партнерства» в 2007–2013 годах оказались суммой, недостаточной для стимулирования реформ во всех шести государствах. Да и сама финансовая помощь потребовалась шести постсоветским партнерам уже не столько на проведение реформ, сколько на поддержание работоспособности существующих моделей экономики. У ЕС дополнительных средств нет ввиду острых финансовых проблем в странах еврозоны (PIIGS – Португалии, Ирландии, Италии, Греции, Испании), которые требуют первоочередного спасения.
Интерес государств ЕС к осуществлению «Восточного партнерства», и ранее колебавшийся в основном в зависимости от их расположения (чем дальше от восточной границы, тем меньше), сократился. Существовавший на начальном этапе у некоторых государств ЕС стимул «подразнить Россию» в регионе, который она считает приоритетом своей политики, постепенно сошел на нет.
   
Зародившись в 2008 году в качестве польско-шведской инициативы при активной поддержке Германии и Великобритании, к 2013 году «Восточное партнерство» сохранило поддержку преимущественно новых членов ЕС: Польши, Чехии, Словакии, Литвы и Румынии. «Восточное партнерство» для них – это возможность реализации своих внешнеполитических интересов внутри ЕС. Польша, Чехия и Словакия в основном рассчитывают на расширение экономического сотрудничества с Украиной, Литва – с Белоруссией, Румыния вынашивает свои планы относительно будущего Молдавии.
Как результат к весне 2013 года встал вопрос о том, насколько необходимо Евросоюзу в целом «Восточное партнерство» как сотрудничество со всеми шестью постсоветскими государствами, когда в наибольшей степени ему интересны одно-три государства. Тем более что внутриполитическое развитие партнеров, по мнению ЕС, дрейфует от идеальных западноевропейских лекал в сторону авторитаризма. Учитывая олимпийское спокойствие России в отношении ВП, пугать шестерку имперскими амбициями России, подталкивая к сотрудничеству с ЕС, не очень удается.
Наибольший интерес для ЕС по-прежнему представляет богатая ресурсами Украина. Однако за время функционирования программы «Восточное партнерство» в Украине произошло «сворачивание демократии», и есть примеры «политически мотивированных судебных решений». Соглашение об ассоциации полностью согласовано, но подписание остается под вопросом из-за «дела Юлии Тимошенко». Соглашение о ЗСТ, несмотря на зафиксированный в украинских документах евроинтеграционный выбор, под вопросом из-за опасений Украины нанести непоправимый ущерб своей экономике и ее непосредственным владельцам.
Молдавия и Грузия вырвались в лидеры по возможному вступлению в силу Соглашения об ассоциации и Соглашения о ЗСТ благодаря «высокому уровню развития демократии». В Грузии демократия установилась после революции роз в 2003 году, в Молдавии – в результате четырехлетнего политического кризиса, завершившегося в 2012 году избранием на пост президента представителя Альянса за евроинтеграцию Николая Тимофти. Несмотря на успехи на демократическом поприще, в случае Молдавии ЕС беспокоит неконтролируемая молдавско-украинская граница из-за неурегулированного приднестровского конфликта. В Грузии к вопросу территориальной целостности добавляется ее возможный откат к авторитаризму.
Режим Александра Лукашенко в Белоруссии регулярному политическому давлению со стороны ЕС не поддается, а периодические белорусские шаги по сближению даже в ЕС рассматриваются скорее как попытки оказать влияние на Россию при решении спорных вопросов. На примерах Азербайджана и Белоруссии можно проследить, что для Евросоюза важнее – эффективные демократические институты или диверсификация энергетических партнеров. Диверсификация важнее. Армения, хотя и сотрудничает с ЕС в рамках «Восточного партнерства» и даже ведет переговоры по Соглашению об ассоциации, не представляет большого интереса для ЕС в качестве экономического партнера, и сама не проявляет активности, аналогичной активности Грузии или Молдавии.
В общем, осенью 2013 года ЕС предстоит ответить на вопрос, нужны ли ему по-прежнему восточные соседи, и если да, то для каких целей. Нужны ли они ему сейчас или стоит дождаться более выгодных экономических и внутриполитических условий. Пример эпопеи с присоединением Турции к ЕС показывает, что проблем с придумыванием дополнительных условий в случае неготовности сближаться у ЕС не возникает. Вопрос в том, не решат ли партнеры за время раздумий ЕС, что «Восточное партнерство» в настоящем виде им не очень нужно.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1275
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1220
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1454
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1199

Другие новости