Китайский импорт идет через крупнейший среднеазиатский рынок «Дордой». Фото с официального сайта рынка «Дордой»
Саммит Таможенного союза в Астане не принес неожиданностей. Было получено уже ожидаемое экспертами решение одобрить для Украины статус наблюдателя в высшем совете Евразийского экономического совета. Назарбаев обнародовал «маршрутную карту»: к октябрю эксперты должны подготовить необходимые юридические изменения, чтобы к очередной встрече лидеров ТС в Минске их могли посмотреть, а в декабре в Москве уже подписать. Кроме того, лидеры ТС вновь подтвердили готовность принять Киргизию в полноправные члены союза. Продолжает работу специальная группа, занимающаяся согласованием технических моментов. Им предстоит подготовить более 60 документов. Оформление членства Киргизии также ожидается к концу года.Тем не менее многие стратегические вопросы дальнейшего развития евразийского интеграционного проекта, его перехода в новую правовую и макроэкономическую стадию остаются неопределенными.
Первая развилка связана с расширением. Следующим после Бишкека, с которым вроде все решили, в повестке расширения ТС возникает Душанбе. Заинтересованность Таджикистана очевидна – она вызвана необходимостью поддерживать приток капиталов от индивидуальных мигрантов в экономику страны. Душанбе как учредитель ЕврАзЭС уже обладает преимуществами – в сравнении с другими государствами из внешнего окружения ТС – для присоединения к этому договору. Однако после расширения ТС возникают значительные риски, связанные с проникновением в общую таможенную зону теневого импорта текстильной продукции из Китая, который может свести на нет и без того рыхлую экономику будущего союза.
Главной политической целью расширения ТС сегодня является Украина. С одной стороны, участие Киева – существенный геополитический бонус для Москвы, с другой – возможность опереться на промышленные активы, включенные в единые производственные комплексы (к примеру, авиастроение, металлургия, химическая промышленность). Однако в украинском векторе активы привлекательности, хорошо работающие для элит Центральной Азии, сталкиваются с отсутствием интереса к интеграции в украинских финансово-промышленных кругах. Киевский и московский олигархаты весьма похожи в своих страхах – обе группы опасаются усиления контроля своего бизнеса со стороны Кремля и ближнего путинского окружения. Даже та часть элиты, которая получает прибыль от работы с россиянами (например, «сахарный» магнат Петр Порошенко), в выборе интеграционных приоритетов хранит молчание. При этом компромиссный статус наблюдателя может оказаться рискованной формой, позволяющей Киеву саботировать невыгодные для него правила ТС и будущего ЕАС…
Вторая развилка связана с вектором развития всей организации в целом. С товарооборотом в триллион долларов ТС вошел в элиту мировых интеграционных объединений. Но остаются открытыми вопросы. Будет это региональное ядро уникальным центром с собственными правилами или будет стремиться к интеграции с большим миром? Если исходить из того, что Россия не отказывается от принципов ВТО и, более того, строит свою работу в ТС по принципам международной торговой организации, то ответ скорее в пользу выбора глобальной интеграции. Учитывая кризис глобализации, ЕАС, как и другие подобные группировки в других частях мира, теперь имеет возможность сформулировать новые правила игры для ВТО. Таким образом, продвигая свою региональную политику, конфликтуя с ЕС за сферы влияния, Россия выторговывает более сильные позиции в будущем глобальном мировом раскладе.
Каковы главные проблемы, тормозящие развитие евразийского проекта? В основном они лежат в плоскости координации экономик участников. Отсутствие общей политики в сфере промышленности, медицины и социального обеспечения на две трети снижает плюсы интеграционного эффекта. Мы очень далеки от единой стратегии в энергополитике. Речь о создании единых объектов энергогенерации, включающих элементы возобновляемой зеленой энергетики. До сих пор отсутствует общий бюджет Евразийской комиссии, финансирующей отдельные программы интеграции, которых также пока нет. Роль Евразийского банка – единого института развития региона – должна быть повышена на порядок. Тормозится создание наднациональных органов и развитие единых регуляторов (недостаточно согласованных техрегламентов в различных отраслях экономики). Есть претензии к статистическому контролю: информация о взаимной торговле не всегда достоверна. По мнению независимых экономистов, есть сомнения относительно казахстанского импорта в РФ, в него попадает часть китайского, и соответственно последний не облагается таможенными платежами.
Известно правило – в интеграции, как в танце, нельзя останавливаться. Не двигаться вперед – значит откатываться назад. При этом трения будут возникать чаще. Рынки участников интеграции открываются постепенно, в то время как оставшиеся «острова» гарантированной защиты для национальных производителей будут активно лоббироваться местным бизнесом, выходя на политический уровень. Такие движения видны, например, в Казахстане. Можно только надеяться, что следующий этап интеграции – объединенный рынок – должен снизить трения и повысить инвестиционную привлекательность образования. Трудно сказать, как скоро появятся другие институты интеграции, имеющие международный статус, – парламент, суд, структуры с полномочиями внешней политики. В рамках стратегии глобального влияния ЕАС необходимо развитие диалога с АТЭС и арабскими странами.
Чиновники евразийских структур часто подчеркивают, что историческая проблема ЕС – в преобладании политически мотивированных решений, при этом вопросы экономической политики были отложены на потом. Евразийский союз изменил акценты с ширины на глубину проработки, это факт. Однако многие белые пятна до сих пор не удается ликвидировать.