0
12765
Газета Дипкурьер Интернет-версия

15.12.2014 00:01:00

Виден ли свет в конце иранского тоннеля?

Владимир Сотников

Об авторе: Владимир Иванович Сотников – научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Тэги: иран, ядерная программа, магатэ, санкции


иран, ядерная программа, магатэ, санкции Иранская делегация облюбовала в Вене балкон, где можно подышать свежим воздухом и посовещаться. Фото Reuters

Итак, так долго ожидавшееся международным сообществом заключение «окончательного соглашения» по иранской ядерной проблеме 24 ноября не состоялось. 500 журналистов, собравшихся в Вене для освещения этого события, разъехались по домам. Госсекретарь США Джон Керри сообщил только, что переговоры между Ираном и «шестеркой» международных посредников (так называемой группы «5+1» – дипломатов пяти постоянных членов СБ ООН: России, США, Франции, Великобритании, Китая и Германии) «достигли значительного прогресса», «многие технические детали были согласованы». В то же время, по его словам, «по-прежнему между сторонами имеются разногласия, которые необходимо преодолеть», и поэтому предлагается новый срок подписания окончательного соглашения по иранскому ядерному вопросу – до 1 июля 2015 года. В январе следующего года состоится новый раунд переговоров.

Прошедший раунд переговоров все же нельзя назвать полным провалом, как это было подано в некоторых западных и российских СМИ. Ведь переговорный процесс по иранской ядерной проблеме длится с 2006 года, и многие технические и политические проблемы сторонам за это время удалось преодолеть. Год назад, в ноябре 2013-г, между Ираном и «шестеркой» было заключено «промежуточное соглашение» по ядерной программе Ирана, в результате которого с Ирана частично были сняты некоторые санкции. После него появилась надежда, что в течение года сторонам удастся выйти на окончательное соглашение. Однако, как видим, этого не произошло. 

На протяжении почти десяти лет переговоров «шестерки» с Ираном, которые то прерывались, то вновь возобновлялись, было немало скептиков и оптимистов в отношении окончательного решения иранского атомного вопроса. Скептики, включая ряд известных западных экспертов по Ирану и ядерному нераспространению, указывали на то, что до конца Ирану верить нельзя. Он, мол, в рамках заявляемой мирной ядерной программы осуществляет немирную ядерную деятельность, ведущую в конечном итоге к созданию собственного ядерного оружия. Приводятся сообщения о периодических испытаниях Ираном баллистических ракет, способных нести ядерные боеголовки, и о том, что иранцы установили новые центрифуги собственного производства и временами не допускают инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты, включая секретный завод по обогащению урана близ священного иранского города Кум и объект по производству тяжелой воды в Араке и т.п. Между тем отметим, что Иран все же подписал Дополнительный протокол МАГАТЭ, в котором есть положение о проведении внезапных инспекций ядерных объектов Ирана со стороны МАГАТЭ. Однако в течение некоторого времени Тегеран, как считают западные эксперты, не выполнял этого требования.

Оптимисты, среди которых также немало видных международных экспертов по иранской ядерной программе, наоборот, указывают на то, что ежегодные доклады МАГАТЭ по иранской ядерной программе не смогли с полной убедительностью подтвердить, что Исламская Республика Иран проводит незаявленную ядерную деятельность, направленную на создание атомного оружия. Они не придают значения тому, что лидер исламской революции в Иране 1979 года покойный аятолла Хомейни издал специальный исламский закон – фетву, которая запрещает исламской стране обладать оружием массового уничтожения (ОМУ), в том числе и атомным.

Оптимисты высказывают мнение, что в условиях обострившейся международной обстановки, прежде всего войны с «Исламским государством Ирака и Леванта» (ИГИЛ) и сложных внутриполитических противоречий в самих США (противостояние Белого дома с республиканцами в Конгрессе) Вашингтон заинтересован в примирении с Ираном, чтобы получить его поддержку в борьбе с ИГИЛ, а Барак Обама лично стремится заработать политические очки для укрепления своих пошатнувшихся позиций. Он хочет закончить последний срок на посту президента в ореоле миротворца, оправдав таким образом получение им Нобелевской премии мира.

На практике, на наш взгляд, в нынешней международной обстановке в этой сделке объективно заинтересованы все стороны. Нынешний президент ИРА Хасан Рухани рассчитывает укрепить свои позиции во внутренней борьбе с консервативно настроенными иранскими политиками. Тегеран надеется на полное снятие всех санкций, введенных прежде всего США и некоторыми странами Евросоюза. Иранцы остро заинтересованы в размораживании их авуаров в западных банках, что позволит использовать высвобожденные финансовые средства для инвестиций в экономику Ирана, находящуюся в тяжелом положении из-за санкций, и полном выходе Ирана на международный нефтяной рынок. 

Ирану остро нужны иностранные инвестиции, в том числе и из западных стран. Речь идет об открытии емкого иранского атомного рынка и рынка других отраслей промышленности для возобновления сотрудничества со всеми членами международного сообщества и в конечном итоге полной интеграции Ирана в международную экономическую, финансовую и торговую системы, прежде всего для поднятия жизненного уровня населения страны и укрепления ее экономики. 

Так что же мешает окончательному решению «иранской атомной проблемы» и виден ли свет в конце тоннеля? На наш взгляд, здесь следует говорить и о внешних и о внутренних факторах. Что касается вторых, то в самом Иране имеются могущественные силы, прежде всего в консервативных клерикальных кругах, а также в могущественном Корпусе стражей исламской революции (КСИР), которые составляют главную внутреннюю оппозицию любому соглашению с «Большим Сатаной» (так в Иране стали после революции 1979 года называть США) и заинтересованы в подрыве, таким образом, реформаторского курса президента Рухани, сторонника ядерной сделки. 

Любопытно, что в руководящих кругах США нет согласия по поводу того, как двигаться к соглашению, каким оно должно быть и нужно ли оно США. Так, председатель комитета по международным делам Сената Роберт Менендес (демократ от штата Нью-Джерси) заявил, что «если к марту 2015 года не будут достигнуты положительные результаты на переговорах по ядерной проблеме с Ираном, то следует усилить санкции против него», чтобы подтолкнуть Тегеран к соглашению. Другие ссылаются на то, что частичное снятие санкций с Ирана после промежуточного соглашения 2013 года не побудило Иран на движение навстречу требованиям «шестерки» и что санкции должны оставаться в силе. Такого рода заявления, если они повлияют на позицию американской администрации, могут и вовсе торпедировать переговорный процесс, о чем предупреждает Россия. Тогда исторический шанс на полноценное решение «иранской ядерной проблемы» будет утерян навсегда. 

К внешним факторам можно прежде всего отнести остающуюся угрозу удара по ядерным объектам Ирана со стороны США или Израиля или их подобной совместной акции. Иранцы, на наш взгляд, заключив ядерную сделку, хотели бы получить твердые гарантии того, что подобного нападения не будет ни в ближайшее время, ни в будущем. В противном случае у Ирана будут развязаны руки, и мир получит новую мощную ядерную державу – регионального гегемона на Среднем Востоке. Следом возникнет еще несколько новых ядерных держав. Впрочем, шансы избежать этого еще есть. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2359
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3027
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2260
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4001

Другие новости