0
20783
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.02.2015 00:01:00

США применят против КНДР новое оружие – финансовое

Александр Жебин

Об авторе: Александр Захарович Жебин – руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: сша, кндр, япкп, обама


сша, кндр, япкп, обама Ракетный крейсер США Lake Erie маневрирует совместно с южнокорейскими кораблями. Фото с сайта www.navy.mil

Все же не откажешь американской политике в отношении КНДР в известной последовательности. Еще в конце 2003 года, после старта шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова (ЯПКП), тогдашний вице-президент США Дик Чейни на одном из совещаний в Белом доме при обсуждении американской позиции бросил ставшую почти крылатой фразу о том, что Америка, мол, «не договаривается со злом, она его побеждает».

С тех пор минуло почти 12 лет, республиканскую администрацию Джорджа Буша сменила администрация демократа Барака Обамы. Последний  обиделся на Пхеньян за то, что северокорейцы якобы обманули США, отказавшись сдать им свою ракетно-ядерную программу за подачку в 240 тыс. т риса, и прекратил все переговоры с КНДР. Тем временем последняя обзавелась ядерным оружием и запустила собственный спутник, а воз и поныне там: теперь Вашингтон не то чтобы договариваться, но даже и разговаривать с Пхеньяном не желает.

Более того, в ходе недавней зарубежной поездки Обама, взяв на себя неблагодарную миссию оракула, предсказал неминуемый крах КНДР. Вероятно, чтобы придать своему прогнозу большей убедительности, он, воспользовавшись отнюдь не бесспорными сведениями о причастности Пхеньяна к хакерской атаке на кинокомпанию Sony Pictures, объявил о новых санкциях против этой страны. Одновременно Вашингтон активно продвигает по всему миру снятую этой компанией при прямой поддержке властей США провокационную киноинструкцию по совершению актов международного терроризма против лидеров государств, чья политика неугодна американской империи.

Все это происходит в то время, когда Север и Юг Кореи пытаются нащупать путь к выходу из тупика, в котором пребывают межкорейские отношения с момента прихода к власти в Сеуле еще предыдущей администрации Ли Мен Бака в 2008 году. К этому нынешних лидеров КНДР и РК обязывает и знаменательная дата – 70-летие освобождения Кореи от японского колониального господства, которая будет отмечаться 15 августа 2015 года.

Однако любая, даже самая скромная возможность движения в сторону примирения и сотрудничества между двумя частями Кореи вызывает аллергию за океаном. Так было в начале 90-х годов минувшего столетия, когда Север и Юг страны заключили Соглашение о примирении, ненападении, обменах и сотрудничестве, так происходило и в начале 2000-х, после первого в истории межкорейского саммита в Пхеньяне.

Главная причина для беспокойства в обоих случаях, по признанию ряда американских экспертов, заключалась в том, что разрядка в Корее лишала бы США благовидного предлога для продолжающейся уже свыше 60 лет дислокации американских сил передового базирования вдоль границ России и КНР в Северо-Восточной Азии. В наши дни эти войска получают прикрытие со стороны активно развертываемой в регионе системы американской ПРО, в которую Вашингтон настойчиво загоняет и своих младших партнеров – Японию и Южную Корею.

То, что в результате такого шага могут быть серьезно подпорчены отношения этих стран с их великими соседями – Россией и Китаем, которые уже выразили свою озабоченность возможностью появления новых угроз их безопасности, – американцев совсем не заботит. Напротив, в последнее время за океаном практически перестали скрывать, что намерены форсировать создание военно-политического треугольника Вашингтон–Токио–Сеул с подключением к нему Австралии и некоторых других стран АТР.

Поэтому сколько-нибудь значимое снижение напряженности на полуострове Соединенным Штатам совсем ни к чему. Свою озабоченность возможностью новой волны разрядки в Корее американцы тщетно пытаются прикрыть дежурными заявлениями о поддержке усилий Юга по налаживанию диалога с Севером. При этом Вашингтон, с одной стороны, не забывает напоминать Сеулу, что фундаментом безопасности Южной Кореи остается ее военно-политический союз с США, а с другой, зная, как отчаянно правительство Пак Кын Хе ищет возможности, чтобы «обойти» антисеверокорейские санкции, объявленные предыдущей администрацией РК, вводит новые собственные односторонние ограничения против КНДР.

Не случайно знакомые с ситуацией  западные аналитики указывают, что антисеверокорейские инвективы Обамы и новые санкции США адресованы не столько КНДР, сколько представляют собой предупреждение Южной Корее «идти в ногу» и не спешить с межкорейской разрядкой.

Дело в том, что последние санкции, введенные якобы под предлогом хакерской атаки со стороны КНДР на кинокомпанию Sony Pictures, – это всего лишь «первая ласточка» из объемистого пакета новых санкций, принятых палатой представителей конгресса еще летом 2014 года и в настоящее время ждущих одобрения американского сената. Замысел авторов этого пакета – добиться полной изоляции КНДР от системы международных расчетов и заблокировать всю ее внешнюю торговлю.

Главная особенность законопроекта – возможность применения санкций против КНДР и ее контрагентов даже в тех случаях, когда сделки между ними вполне легальны и законны. Адвокаты такого подхода не скрывают, что их не устраивает четкая грань, проводимая Советом Безопасности ООН и другими международными органами между поставками, способствующими распространению ОМУ, и другими незаконными с точки зрения международного права операциями и обычными торговыми сделками. Ими ставится задача – размыть эту грань. Для оправдания такого беспрецедентного попрания норм международной торговли сторонники законопроекта приводят следующую аргументацию: мол, в такой в высшей степени централизованной стране, какой является Северная Корея, трудно или почти невозможно провести четкое разграничение между обычной коммерцией и сделками, способствующими развитию ядерных и ракетных программ, нарушению прав человека и сохранению существующего там режима.

Фактически речь идет о намерении распространить американское законодательство на всю международную торговлю и расчеты и подчинить их конъюнктурным задачам американской внешней политики. Понимая, видимо, что столь откровенная попытка указывать суверенным государствам, чем и с кем им торговать даже продовольствием (оно ведь тоже может использоваться в целях укрепления режима), вызовет повсеместное отторжение, сторонники законопроекта предлагают сделать главным объектом новых санкций не столько те или иные страны, сколько любые конкретные физические и юридические лица, которые поддерживают финансовые и торговые контакты с КНДР. Наказывать будут не только торговых и финансовых партнеров КНДР в этих государствах, но даже отдельные иностранные аэродромы или морские порты, которые не обеспечат необходимый, опять же по мнению США, контроль над грузами, идущими из КНДР или следующими в эту страну. Все грузы, поступающие из этих авиагаваней и портов на территорию США, будут подвергаться усиленным таможенному и иным видам контроля.

Речь, по сути, идет о полномасштабном введении в арсенал внешней политики США нового вида оружия – финансового, которое отныне планируется применять не только против Северной Кореи, но и против любой страны, чья политика неугодна Соединенным Штатам.

Наряду с этим отныне любому иностранцу, чья деятельность будет сочтена как способствующая существованию КНДР, должен быть закрыт въезд в США. О масштабах затеваемой провокации говорит хотя бы то обстоятельство, что ежегодно КНДР посещают сотни делегаций из-за рубежа, в том числе десятки парламентариев из стран ЕС, главы международных организаций, министры многих государств мира. Нетрудно себе представить, что любого из гостей при желании можно объявить пособником режима. Осознавая, вероятно, одиозность предлагаемых мер, некоторые американские обозреватели не преминули выразить надежду, что они не затронут рядовых чиновников, ученых и некоторые иные категории иностранцев.

Все эти меры призваны максимально затруднить экономическое положение, вызвать массовое недовольство населения и, возможно, даже части элиты, дестабилизировать ситуацию в КНДР. И в конечном итоге добиться продекларированной президентом США цели в отношении этой страны.

Сегодня в качестве полигона для испытания «финансового оружия» США выбрана КНДР. Завтра на ее месте может оказаться любая страна, чья политика не понравится Вашингтону.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
905
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
574
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
392
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
560

Другие новости