0
9625
Газета Дипкурьер Интернет-версия

28.03.2016 00:01:00

Терроризм по Фрейду

Шарбатулло Содиков

Об авторе: Шарбатулло Содиков – научный сотрудник Аналитического центра ИМИ МГИМО МИД России, адвокат, кандидат юридических наук.

Тэги: антитеррор, терроризм, даиш, религии, христианство, ислам


антитеррор, терроризм, даиш, религии, христианство, ислам В московском метро усилены меры безопасности. Фото Reuters

Мы живем в сложном и противоречивом мире, в котором инструменты политической конкуренции выходят за рамки морали и человеколюбия. Современные международные отношения охвачены перманентным кризисом, и те политические процессы, которые вполне могли бы быть урегулированы путем переговоров и компромисса, находят отражение в первобытной ненависти и кровопролитии.

Прогремевшие недавно в Стамбуле и в Брюсселе взрывы, забравшие жизнь ни в чем не повинных граждан, – это проявление эскалации насилия в мировом политическом процессе. Многие государства были уличены в помощи и в вооружении международных террористических организаций. Так, к примеру, Турция, являясь участником коалиции по борьбе с ДАИШ (запрещенная в РФ и других странах организация), вела двойную игру, снабжая боевиков оружием, боеприпасами, обогащаясь от продажи  нефтепродуктов, закупленных у террористов. Турция благодаря поддержке командования войск НАТО в Западной Европе получала оружие из Болгарии для перепродажи ДАИШ. Аналогичную политику практиковала и Украина, продавшая боевикам ДАИШ минометы 2b9 «Василек». Известно, что для приобретения средств ПВО ДАИШ устанавливала контакты с Украиной через Лондон и Стамбул, которые проводили необходимый зондаж. Таким образом, становится очевидным политизация и наигранность антитеррористических процессов, преследующих под благим лозунгом совершенно иные цели.

Не только ДАИШ, но и «Аль-Каида» и «Талибан» были искусственно сформированы и использовались в качестве инструмента политической конкуренции. Мир, к сожалению, стал таким, в котором терроризм и террористические организации – это всего лишь бизнес, а человеческая жизнь – электорат. Поэтому говорить о связи между терактами, например, в Стамбуле и  Брюсселе вполне уместно. Вполне уместно утверждать и о связи терактов в московском метро на станции «Лубянка» возле здания ФСБ и на станции «Парк культуры» возле пресс-бюро СВР в 2010 году с проводимой Россией внешней политикой, не разделяемой ее политическими оппонентами, которых у страны достаточно.

Хотелось бы отметить, что Соединенные Штаты и вставший на их сторону Евросоюз в своем стремлении к мировому господству зашли настолько далеко, что считают возможным безнаказанно вмешиваться в дела суверенных государств во всем мире. Вторжение войск США в Ирак, гражданская война в Ливии и Сирии, затянувшаяся на десятилетие гражданская война в Афганистане свидетельствуют о том, что геополитика США и других западных стран не способствует стабильности и процветанию, а пролонгация этой агрессии приводит к негативным последствиям для всего мира, и в частности для самих агрессоров. Однако для Запада, находящегося вдали от центра событий, удобен воцарившийся хаос, в котором можно чужими руками устранять политических конкурентов и удовлетворять свои личные интересы, оставаясь «вне игры».

Современные международные отношения приобрели характер закулисных игр, так же как и современные войны, чьи вызовы и угрозы перестали заключаться только лишь в военном вмешательстве. Все важные и решающие процессы протекают в тени и в сумраке подковерных интриг.

Никто не сможет вспомнить войну между СССР и США потому, что де-юре ее не было. Однако вспомните моджахедов и талибов, которые финансировались и вооружались Соединенными Штатами для противостояния Советской армии в Афганистане. Такой хитрый ход был предпринят для недопущения контроля СССР над ситуацией в республиках Центральной Азии, куда активно внедрялся «ваххабитский бред ислама».

После распада Советского Союза на «подготовленную почву» постсоветского пространства хлынул поток самого разнообразного псевдоучения. Под видом просветительских и благотворительных фондов, учебных заведений и частных торговых фирм в Центральную Азию стали проникать приверженцы идеологии пантюркизма и радикальных исламистских организаций. Открывались турецкие лицеи, благотворительные пансионаты, торговые дома, в которых в придачу к кожаным курткам вручалась идеологическая литература.

История повторяется. Ранее для противостояния просоветскому режиму в Афганистане и развала Советского Союза была создана «Аль-Каида». Теперь ей на смену пришел ДАИШ, который помимо борьбы с режимом Башара Асада в Сирии преследует иные, более глобальные задачи.

Во-первых, поездки россиян в так называемые горячие точки – в Сирию, Ливию, Ирак – опасны угрозой интервенции войны. Все, что сегодня происходит за пределами России, завтра может стать суровой реальностью здесь. Этого активно добивается ДАИШ, вовлекая население России в свои ряды. Однако на начальном этапе своего становления ДАИШ поспособствовал урегулированию отношений России с руководством Ирака, в котором отсутствовало полноценное понимание относительно добычи нефти на территории Ирака российскими компаниями.

Во-вторых, активизация ДАИШ на востоке вызвала наплыв в Европу беженцев и вынужденных переселенцев с далеко не европейской культурой и укладом, что дестабилизировало ситуацию в большинстве европейских государств.

Делать однозначный вывод о том, кто во всем этом виноват, нельзя. И винить во всех бедах Запад – некорректно и непрофессионально. Зачастую теракты совершают слабые политические игроки, которые не могут тягаться с тяжеловесами на равных, либо у них вовсе отсутствуют аргументы своей правоты.

Все, что сейчас происходит, является столкновением цивилизаций. Нет никакой войны между христианством и исламом, есть только сильные и слабые политические игроки. И чем игрок слабее, тем к более отчаянным и нецивилизованным мерам он прибегает. Само определение цивилизации говорит о примате благоразумия и дипломатичности, и те, кто не следует этим критериям, как правило, рано или поздно оказываются в самом низу пищевой цепочки. Приверженцы террористических организаций это прекрасно понимают и стремятся использовать религиозные и национальные лозунги для поддержания своего привлекательного имиджа и рекрутирования новых «солдат халифата».

В социальной психологии есть такое понятие, как «окна Овертона». Все люди имеют базовое мнение о тех или иных событиях и фактах. Например, считается, что «экстремизм – это неправильно», «алкоголь – это вред», а «спорт – это здоровье». Задача идеологов терроризма изменить это восприятие, поколебать устойчивый стереотип. Поэтому через различные интернет-ресурсы в информационное пространство массово забрасывается позитивный видео- и графический контент, связанный, например, с ДАИШ. Экстремисты хотят, чтобы их услышали, начали воспринимать не только как борцов с «неверными», но и как обычных людей, с которыми интересно и уютно.

Необходимо пресечь эти попытки и не позволить экстремистам манипулировать общественным сознанием. Население должно осознавать, что террорист – это всего лишь нечестный политический игрок, а не мессия или «угодник Аллаха». В этом недопонимании и заключается столкновение цивилизаций. Угасающая цивилизация уходит в небытие, а новая еще не успела до конца сформироваться и дает идеологический сбой, смешивая зачастую реальность с иллюзией: с иллюзией будущего халифата, с иллюзией «неверных», с иллюзией смысла и цены жизни. Возможно, когда-то в истории это имело место быть, но не сейчас, и это должно стать аксиомой для населения любого современного государства.

Еще до рождения Христа и пророка Мохаммеда многие цивилизации успели переболеть проказой под названием «терроризм». В период зарождения власти и разложения первобытно-общинного строя появились люди, которые возвышали себя над другими, считали себя достойнее и думали, что только им принадлежит власть над своими соратниками со всеми ее привилегиями. На пути к достижению власти они преступали через моральный барьер, традиции, общепринятые правила поведения и тем более через такую «мелочь», как человеческая жизнь. У них не было цели сделать мир лучше, государство процветающим, а общество счастливым, все, что их интересовало, заключалось только лишь в их личной и безоговорочной власти над окружающими. Мифологию же они использовали как идеологию, инструмент мобилизации населения и постановки сверхзадачи, за которую не жалко было отдать жизнь.

Современному обществу нужно просто открыть глаза, чтобы увидеть это здесь и сейчас. Боевики террористических организаций воюют не во имя мифического Аллаха, за создание халифата, а работают на Абдуллу или Джека за 200 долл. в месяц. Мы живем в цивилизованном мире, где нет места мифам и сказкам, но есть политика двойных стандартов и грязная политическая технология с религиозным и иным психологическим подтекстами.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
785
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
822
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
361
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
517

Другие новости