Михаила Саакашвили поддерживают не только в Украине, но и за ее пределами. Фото Reuters
Политические силы, находящиеся в оппозиции к украинскому президенту Петру Порошенко, вновь активизировали свою деятельность. Лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко и глава «Самопомощи» Андрей Садовой пытаются использовать в своих интересах «фактор Саакашвили». Через давление на Порошенко и обострение политической ситуации в стране они добиваются проведения досрочных парламентских выборов, а по возможности – и досрочных выборов главы государства.
Весной текущего года усилия оппозиции закончились ничем. Президент Украины сумел не допустить переформатирования парламентского большинства в Верховной раде, сохранить за Владимиром Гройсманом пост главы правительства и нейтрализовать оппозицию, которая, несмотря на многочисленные консультации и тактические договоренности, не смогла выступить консолидированно. В результате оппоненты Порошенко были вынуждены взять паузу, не отказавшись от своих планов.
Еще полгода назад бывший президент Грузии интересовал в основном Андрея Садового. Тогда мэр Львова не без помощи Киева частично растерял свой рейтинг, превратившись из потенциального лидера будущей президентской кампании в одного из украинских политиков. Мириться с подобной ситуацией Андрей Садовой, который имеет президентские амбиции, не захотел. В качестве варианта повышения своей привлекательности в глазах избирателей была выбрана фигура Михаила Саакашвили. Альянс «Самопомощи» и Саакашвили в тот период выглядел несерьезно. В действиях Саакашвили усматривали стремление любой ценой остаться в украинской политике. Однако уже через несколько месяцев бывший президент Грузии повысил свой рейтинг. Этому способствовала критика проводимой президентом и правительством политики и громкие заявления о борьбе с коррупцией, что привлекло к Саакашвили внимание электората и позволяло рассчитывать на определенную поддержку населения в случае проведения досрочных выборов в Верховную раду. Подобные перспективы не устраивали Петра Порошенко, который последовательно расчищал себе путь ко второму президентскому сроку. В итоге Саакашвили лишили украинского гражданства, и он был вынужден покинуть территорию Украины. Однако уже в конце августа текущего года Саакашвили заявил о своих планах по возвращению на территорию Украины, что и было осуществлено в сентябре.
Так называемый прорыв через польско-украинскую границу стал возможен в силу ряда факторов. Прежде всего слабости институтов власти Украины. С момента прихода к власти Порошенко не сумел установить контроль над западными регионами, в которых решающий голос остается за радикальными националистическими партиями. В последние годы региональные власти западных областей демонстрировали определенную самостоятельность, зачастую игнорируя позицию Киева. В этой связи безнаказанный прорыв Саакашвили через границу лишь подтвердил слабость украинских властей и возросшую самостоятельность региональных элит.
Во-вторых, появление Саакашвили на территории украинского государства стало возможным благодаря внешней поддержке. Позже специальный представитель США по Украине Курт Волкер фактически оправдал пребывание бывшего грузинского президента на территории Украины и одновременно предостерег главу украинского государства от действий в отношении Саакашвили. В подобной позиции американской стороны нет ничего необычного, если учитывать тот факт, что США не рассматривают Петра Порошенко в качестве политической фигуры, на которую надо делать ставку. Американская администрация готовит смену украинским «тяжеловесам». Новые политические фигуры не должны быть связаны с крупным бизнесом и быть выходцами из «старой» элиты, которая формировалась в период СССР или на момент его распада.
Все усилия Порошенко, направленные на демонстрацию своей преданности, громкие антироссийские заявления и готовность проводить политику в русле санкционной политики Запада пока не изменили позицию США. В итоге грузинский экс-президент получил возможность беспрепятственно находиться в Украине и строить планы по проведению турне по украинским областям.
Пока Петр Порошенко взял паузу. Жесткие действия против Саакашвили могут вызвать критику со стороны западных стран и способствовать сплочению его оппонентов. Такой вариант не устраивает украинского президента, которому не нужны обострение политической ситуации и тем более консолидация оппозиции, да еще под лозунгами в защиту демократии. Порошенко сложно апеллировать к избирателям, поскольку его успехи во внешней и внутренней политике более чем скромные. Прорыва страны в Европу не произошло. Ситуация в экономике, несмотря на оптимистичные заявления правительства, остается сложной. Прогресса по решению конфликта на Донбассе также нет. Порошенко ограничен в выборе союзников. Националистические партии, такие как «Свобода», Радикальная партия Олега Ляшко, заинтересованы в усилении своих позиций и не будут поддерживать президента. Тем более что, участвуя в антипрезидентской кампании, они могут рассчитывать на повышение своего рейтинга, а в случае досрочных выборов – на увеличение численности своих фракций. «Оппозиционный блок» также озабочен сохранением остатков своего электората в юго-восточных регионах и вряд ли пойдет на договоренности с президентом, который проводит жесткую политику в отношении Донбасса. Остается «Народный фронт» Арсения Яценюка. Однако низкий рейтинг бывшего главы правительства и непопулярность среди населения делают его малопривлекательным партнером. Соответственно в случае досрочных выборов в парламент Порошенко и его партия имеют шансы получить незначительный уровень поддержки, который позволит создать небольшую фракцию.
В последних событиях, связанных с Саакашвили, активную роль сыграла Юлия Тимошенко, которая наряду с партией «Самопомощь» пытается использовать бывшего президента Грузии в своих интересах. Лидер «Батькивщины» рассчитывает с помощью нового партнера расчистить себе путь к высшим должностям, инициировав проведение досрочных выборов и изменив расстановку сил. Однако планы Тимошенко могут быть скорректированы другими политическими силами, которые пока наблюдают за развитием ситуации, и западными странами, имеющими собственные планы в отношении Украины.