0
21683
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.10.2017 00:01:00

Япония и Индия создают альянс с оглядкой на Китай

Валерий Кистанов

Об авторе: Валерий Олегович Кистанов – руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН, доктор исторических наук.

Тэги: япония, индия, экономика, сотрудничество, китай, морская стратегия


япония, индия, экономика, сотрудничество, китай, морская стратегия Десятая встреча Синдзо Абэ и Нарендры Моди оказалась самой результативной. Фото Reuters

После окончания холодной войны вот уже в течение четверти с лишним века в Азии не только происходят тектонические сдвиги в экономической глубине этого важнейшего региона мира, но и идет основанная на них коренная ломка регионального геополитического ландшафта. В частности, это проявляется в перебалансировке взаимоотношений трех ведущих азиатских держав: Китая, Японии и Индии. Эти структурные изменения в перспективе не могут не оказать серьезного влияния и на отношения России с этой «тройкой» государств, являющихся важнейшими политическими и экономическими контрагентами нашей страны на ее восточных рубежах.

Одним из направлений указанных изменений является комплексное сближение Японии и Индии, происходящее такими темпами, что впору говорить о складывании новой оси Токио–Нью-Дели в бассейне двух океанов – Тихого и Индийского. Одним из факторов вырисовывания оси являются разделяемые в обеих столицах опасения по поводу растущей экономической и военной мощи Китая.

Яркой демонстрацией упомянутых процессов явился сентябрьский визит в Индию премьер-министра Японии Синдзо Абэ и его переговоры со своим индийским визави Нарендрой Моди. Это была уже десятая встреча двух лидеров после того, как Моди пришел на пост премьера в 2014 году. В ходе визита Абэ описал японо-индийские отношения как входящие в «новую эру».

В августе 2016 года Абэ обнародовал свою «Стратегию свободы и открытости Индо-Тихоокеанского региона». Стратегия позиционирует указанный регион как пространство, где уважаются свобода, верховенство закона и рыночная экономика. Она во многом сходна с ориентированной на Азию политикой «Действовать на Востоке», провозглашенной Моди. В ее фокус помещено всеобъемлющее сотрудничество Индии со странами Восточной Азии. Совместное заявление, опубликованное по итогам визита, свидетельствует о том, что оба лидера попытались объединить свои внешнеполитические видения. К более тесному японо-индийскому сотрудничеству их подталкивает прежде всего желание сдержать так называемую морскую и экономическую экспансию Китая.

Как указывают зарубежные аналитики, в настоящее время Пекин проводит морскую стратегию, образно названную «Жемчужное ожерелье». В соответствии с ней Китай содействует развитию портов в таких странах, как Пакистан и Шри-Ланка, где создает свои опорные пункты, которые фактически окружают Индию. Китайские военные корабли и подводные лодки регулярно заходят в эти порты. А минувшим летом военные Китая начали действовать на базе, созданной ими на Востоке Африки в Джибути. Она стала первой военной базой Китая за рубежом. Эти события насторожили Индию.

Япония, которая сама противостоит Китаю в Восточно-Китайском море, также обеспокоена использованием китайскими военными кораблями Индийского океана. Через него проходят морские пути, по которым с Ближнего Востока в Японию поставляется львиная доля углеводородов. От их импорта страна зависит на 100%. В совместном заявлении Абэ и Моди согласились в том, что интересам Японии и Индии отвечает укрепление сотрудничества в сфере морской безопасности. Этот абстрактный тезис откровенно расшифровала в своей редакционной статье японская газета «Йомиурисимбун». Она прямо пишет: «Поддержание морского порядка от Южно-Китайского моря до Индийского океана отвечает общим интересам Японии и Индии. Для достижения стратегических целей должно быть усилено двустороннее партнерство». Газета считает, что методичное расширение трехстороннего сотрудничества в сфере обеспечения безопасности на море между Японией, США и Индией является эффективным средством сдерживания наступательной деятельности Китая.

Морские силы самообороны Японии, ВМС США и Индии провели в июле совместные учения в Бенгальском заливе Индийского океана. Сейчас Токио и Нью-Дели ведут переговоры о закупке Индией военных самолетов-амфибий японского производства. Примечательно, что визит Абэ состоялся спустя всего несколько дней после того, как Нью-Дели и Пекин договорились прекратить наиболее длительную и самую серьезную за десятилетия военную конфронтацию вдоль оспариваемого ими участка совместной границы. Этот спор породил в мире опасения о горячем пограничном конфликте между азиатскими гигантами.

Китайский фактор во многом определяет и совпадение экономических интересов Японии и Индии. В настоящий момент центром соперничества Нью-Дели и Пекина становится китайская инициатива «Один пояс, один путь». Она предусматривает создание сухопутных и морских транспортных коридоров, связывающих Китай с Европой и Африкой, что повлечет за собой формирование огромной сферы китайского экономического влияния на евразийско-африканском пространстве. Центральным звеном сухопутной части инициативы планируется сделать район Кашмира, суверенитет над которым оспаривается Индией и Пакистаном.                       

Япония, со своей стороны, поначалу тоже сугубо негативно отнеслась к «Одному поясу, одному пути», однако позже в целях улучшения напряженных отношений с Китаем продемонстрировала некоторую заинтересованность в участии в инициативе. Правда, до обсуждения конкретных проектов дело пока не дошло.

В противовес китайскому мегапроекту Абэ и Моди согласились сотрудничать в целях улучшения «связанности в более широком Индо-Тихоокеанском регионе». Для этого Токио и Нью-Дели намерены работать над созданием широкой транспортной инфраструктуры в регионе. Япония также хотела бы совместно с Индией развивать порты и создавать специальные экономические зоны в Мьянме, странах Африки и других местах. Индия, со своей стороны, ищет содействия Японии в создании экономического коридора, соединяющего Индию, Иран и Афганистан.

Аналитики указывают, что планируемый Японией и Индией азиатско-африканский коридор роста стоимостью 40 млрд долл. прямо противопоставляется проекту Китая «Один пояс, один путь», который рассматривается как современный «Шелковый путь», соединявший когда-то по суше и морю Китай с Европой и Африкой через Азию и Ближний Восток.

Выступая в сентябре в Нью-Йорке на конференции, устроенной Японией, Евросоюзом и ООН и посвященной развитию дружественной окружающей среде инфраструктуры, министр иностранных дел Японии Таро Коно заявил о намерении Токио стать лидером в создании «качественной инфраструктуры» в Индо-Тихоокеанском регионе. Он, в частности, сказал: «Мы реализуем «Стратегию свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», чтобы усилить (его) связанность через инфраструктурные проекты в быстро растущей Азии и богатой своим потенциалом Африке».

Центральным моментом двустороннего экономического сотрудничества между Японией и Индией станет строительство высокоскоростных железнодорожных линий на основе японских технологий стоимостью 17 млрд долл. в Индии. Японский премьер принял участие в церемонии открытия этого строительства. Токио также хочет выиграть тендер на сооружение других аналогичных железных дорог в Индии, чтобы опередить желающего заняться этим же Китай и дать толчок развитию своим высокотехнологичным отраслям промышленности.

Индия приветствовала предложение об увеличении японских инвестиций в инфраструктурные проекты в ее удаленных северо-восточных районах – регионе, который Нью-Дели рассматривает как свои ворота в Юго-Восточную Азию. По заявлению министра иностранных дел Индии Сушмы Сварадж, японские инвестиции в северо-восток страны поставят на ноги политику Моди «Действовать на Востоке».

В ходе визита Абэ было достигнуто соглашение о том, что Япония предоставит Индии льготные иеновые займы на общую сумму в 190 млрд для строительства упомянутой железной дороги и других объектов. В соответствии с японо-индийским соглашением о сотрудничестве в сфере мирной ядерной энергетики, вступившим в силу в июле, обе страны также ускорят переговоры об экспорте японских технологий АЭС в Индию.

Японские аналитики отмечают, что Индия занимает огромную территорию, имеет население в 1,3 млрд человек, но по прогнозам в будущем опередит по этому показателю самый населенный Китай. Это в перспективе лишь усилит формирующийся военно-экономический тандем в составе Японии и Индии, одна из целей которого – быть комплексным противовесом своему великому соседу.

Однако тормозом на пути создания японо-индийской связки может в определенной степени стать собственная огромная зависимость обеих стран от Китая в торгово-экономической сфере. Некоторым ограничителем на этом пути станет и членство Китая и Индии в усиливающей свое влияние на международной арене группировке БРИКС. Важно только не допустить, чтобы соперничество в бассейне Тихого и Индийского океанов двух самых перспективных азиатских держав превратилось со временем для этой группировки в мину замедленного действия.   



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1296
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
831
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1568
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1520

Другие новости