1
22764
Газета Дипкурьер Интернет-версия

15.01.2018 00:01:00

"Аравийский Сталин": поражение в первом раунде

Наследный принц Мухаммад бен Сальман столкнулся с трудностями в модернизации традиционного общества

Александр Игнатенко

Об авторе: Александр Александрович Игнатенко – президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России.

Тэги: саудовская аравия, наследный принц, мухаммад бен сальман, аравийский сталин, модернизация, контрибуция


саудовская аравия, наследный принц, мухаммад бен сальман, аравийский сталин, модернизация, контрибуция Ряд инициатив Мухаммада бен Сальмана расценивают как вероотступничество. Фото с сайта www.spa.gov.sa

В декабре 2017 года наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад бен Сальман стал человеком года по версии читателей журнала Time. Некоторые арабские комментаторы называют его арабским Сталиным, имея в виду, вероятно, ориентацию «почти короля» Саудовской Аравии на форсированную модернизацию (аналог сталинской индустриализации), изъятие средств на нее у целого класса (контрибуции, налагаемые на коррупционеров из высших слоев общества – подобие сталинской экспроприации крестьянства), жесткую репрессивную политику.

«Младоаравийцы» со своими амбициозными проектами, вольно и невольно, позиционируют себя по отношению к безраздельно господствующему в Саудовской Аравии ваххабизму. Модернизация невозможна при тотальном господстве в обществе религии. И Сталин в России, а также Мао Цзэдун в Китае, Кемаль Ататюрк в мусульманской Турции модернизацию сочетали с ограничением, а то и подавлением религии. Некоторые «младоаравийцы» прямо заявляют о своих нерелигиозных (чтобы не сказать: антирелигиозных) настроениях. В июле 2017 года посол ОАЭ в США Юсуф аль-Утайба в интервью американскому телеканалу PBS заявил, что «антитеррористическая четверка», возглавляемая Саудовской Аравией, стремится к установлению светского, секулярного правления в аравийских государствах.

Любое действие «младоаравийцев» проверяется мощным и влиятельным классом ваххабитского духовенства и массой консервативных аравийских верующих-салафитов на соответствие господствующей религии. В Эр-Рияде в октябре 2017 года на международной конференции по инвестиционным инициативам, которую вел бен Сальман, он, стремясь продемонстрировать иностранным инвесторам готовность королевства к восприятию нового, предоставил саудовское подданство роботу-андроиду Софии. У ваххабитов эта их новая «соотечественница» ассоциируется с Аллат, одной из племенных богинь доисламских арабов, а этот жест принца Мухаммада расценивают как преступное «вероотступничество».

В ноябре 2017-го на аукционе в Нью-Йорке картину «Спаситель мира» Леонардо да Винчи приобрел за 500 млн долл. саудовский принц Бадер Аль Сауд, друг, однокашник (они вместе учились в королевском университете в Эр-Рияде) и сподвижник Мухаммада, чтобы передать в созданный эмиратскими «младоааравийцами» Лувр-Абу-Даби. На картине изображен Иисус Христос, которого христиане почитают как Сына Божьего и Бога, Спасителя мира («Salvator Mundi» – так названа картина). И это – открытый вызов салафизму.

Бен Сальман призывает вернуться к настоящему, толерантному исламу, лишенному нетерпимости. На той же октябрьской конференции он заявил: «Мы были раньше не такими. И мы сейчас возвращаемся к тому, на чем мы стояли, – к исламу, открытому всем религиям, традициям и народам». «Мы хотим жить естественно – в соответствии с принципами нашей толерантной религии, с нашими добрыми обычаями и традициями». Возвращение к толерантному исламу, открытому миру, предполагает борьбу против экстремизма. Принц заявил: «Мы не станем терять 30 лет нашей жизни, взаимодействуя с экстремистскими идеями. Мы их уничтожим прямо сегодня».

«Младоаравийцы» в Саудовской Аравии борются против религиозного экстремизма на системной основе. Объектом этой борьбы в первую очередь является суннитский экстремизм «Братьев-мусульман» (запрещены в России). Но, как оказалось, объектом этой борьбы стал и саудовский ваххабизм.

В Министерстве внутренних дел и Министерстве обороны были созданы специальные структуры антиэкстремистской борьбы. В МВД создано Управление идеологической безопасности (УИБ). По циркулярам УИБ в мечетях читаются антиэкстремистские проповеди – вплоть до того, что серия таких лекций-проповедей против экстремизма была произнесена в мечети Пророка в Медине в декабре 2017 года. Главная забота УИБ – социальные сети, и особенно Twitter. Саудовская Аравия лидирует на Ближнем Востоке (без учета Израиля) и в Северной Африке по части использования Twitter. Им пользуются 5,4 млн человек (при населении 33 млн). Они продуцируют 210 млн твитов в месяц, что составляет 40% от арабоязычных твитов региона. При этом, по утверждению властей, в Twitter есть 20 тыс. учетных записей экстремистско-террористической направленности. МВД сделало беспрецедентную вещь: впервые в мире разработало и запустило бесплатное приложение «Все мы – безопасность!», позволяющее отслеживать экстремистские и террористические идеи и призывы и доводить информацию о них до сведения УИБ.

Минобороны, которым руководит сам бен Сальман, учредило Центр идеологической войны (ЦИВ). Его страничка в Facebook пользуется большой популярностью у арабоязычных пользователей: на нее подписан 1 млн человек. Заявленная задача ЦИВ – борьба против экстремизма и терроризма, олицетворенных «политическим исламом».

Ваххабитское духовенство осознает опасности, грозящие ему со стороны «младоаравийцев» с их модернизаторскими замыслами и проектами. Еще в апреле 2016 года, на следующий день после публикации программы «Саудовское видение – 2030» генеральный секретариат Совета великих улемов, высшей религиозной инстанции, выступил с предупреждением против вероятных антирелигиозных тенденций в проекте принца бен Сальмана. В заявлении утверждается, что все должны заботиться о «прочных, непреходящих основах Страны двух святынь (Саудовской Аравии. – «НГ-Дипкурьер»), которые установили строители этого государства в политической системе правления, представленной в следовании исламскому шариату и в сохранении религии Аллаха в ее догматах и обрядах».

И в конце 2017-го наступил момент истины – произошла открытая схватка между «младоаравийцами» и религиозным истеблишментом Саудовской Аравии. 1 декабря на учетной записи ЦИВ в Twitter были опубликованы 19 твитов о смертной казни за «вероотступничество», которая до сих пор применяется в Саудовской Аравии. Их смысл заключается в том, что казнь за вероотступничество является проявлением экстремизма: «Исламское государство» (запрещено в РФ) в массовом порядке осуществляло отсечение головы мечом, подавая эту казнь как защиту исламской религии. И как таковой этой шариатской казни нет места в толерантном исламе.

Религиозный истеблишмент отреагировал незамедлительно и жестко. Контролируемая духовенством Генеральная прокуратура выступила с заявлением: «Лживые утверждения, которые кое-кто распространяет, в доброй вере или со злым умыслом, о том, что Саудовская Аравия должна совершить отмену шариатского наказания за вероотступничество, не соответствуют действительности в целом и в подробностях». Генпрокуратура «принимает меры в отношении тех, кто распространяет эти ложные измышления, расходящиеся с этой Конституцией (Основным низамом правления. – «НГ-Дипкурьер») страны».

После этого окрика «младоаравийцы» умерили свой антиэкстремистский пыл, бьющий по ваххабизму. И было принято решение, которое отменяет или ограничивает антирелигиозное содержание социально-экономического их проекта. Властями было объявлено о том, что в программу «Саудовское видение – 2030» будет включено новое направление: развитие инфраструктуры паломнического комплекса в Мекке и вокруг нее. Ставится задача довести ежегодное количество совершающих хадж и умру (малый хадж) до 30 млн (сейчас 4 млн). С этой целью объявлена (с перераспределением инвестиционных средств на реализацию «Саудовского видения – 2030») обширная программа: расширение мекканской мечети Аль-Харам; модернизация принимающего паломников международного аэропорта имени короля Абд аль-Азиза в Джидде; совершенствование инфраструктуры снабжения паломников водой, электричеством и медицинским обслуживанием; строительство в районе Мекки новых аэродромов, гостиниц, «умных» городов; развитие транспортных коммуникациий, в частности – создание системы скоростных поездов специально для паломников. Реализация этого проекта может похоронить «Саудовское видение – 2030». А с ним – все порывы «младоаравийцев», направленные на возвращение к толерантному исламу.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Борис 06:38 16.01.2018

Если религия не сдаётся, её уничтожают.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О тихом посредничестве Саудовской Аравии и Катара

О тихом посредничестве Саудовской Аравии и Катара

Публичность переговоров часто вредит их эффективности

0
3867
Роботизации противопоставляют бережливые практики

Роботизации противопоставляют бережливые практики

Анастасия Башкатова

Дефицит кадров в экономике РФ мог быть больше, чем сейчас, примерно на 130 тысяч человек

0
3448
Подмосковный ТЭК к зиме готов

Подмосковный ТЭК к зиме готов

Георгий Соловьев

Министр энергетики региона Сергей Воропанов – о работе на опережение

0
7361
Нефтяной рынок входит в период нестабильности

Нефтяной рынок входит в период нестабильности

Михаил Сергеев

Баррель черного золота может стоить от 40 до 100 долларов

0
2217

Другие новости