Петр Порошенко обещает согражданам и партнерам: все будет хорошо. Фото с сайта www.president.gov.ua
В январе-феврале 2018 года вопрос создания Антикоррупционного суда в Украине вновь стал активно обсуждаться в коридорах украинской власти. Повышенное внимание к данному вопросу объясняется требованиями западных стран, которые увязывают предоставление финансовой помощи с расширением своего влияния в Украине.
Ситуация вокруг законопроекта развивалась по нарастающей с конца 2017 года, когда Запад фактически потребовал от Киева не откладывать принятие данного закона. Так, 21 декабря Верховная рада отозвала законопроект «Об антикоррупционном суде», который был внесен рядом депутатов и зарегистрирован еще в феврале прошлого года. Ранее Верховная рада несколько раз пыталась снять его с рассмотрения, однако эта инициатива не находила нужного количества голосов. Затем, в конце декабря, Петр Порошенко внес в парламент законопроект «О высшем антикоррупционном суде».
Еще до его рассмотрения украинским парламентом свою позицию в отношении положений законопроекта высказали представители МВФ, ЕС и Всемирного банка, подвергнув его критике. Официальному Киеву фактически был выдвинут ультиматум – создание Антикоррупционного суда является ключевым условием дальнейшего сотрудничества с Украиной. Подобное требование западных стран фактически вынудило представителей украинского президента сделать заявления о его последующей корректировке между первым и вторым чтениями.
Однако законопроект так и не был внесен в повестку дня в январе текущего года, хотя Петр Порошенко рассчитывал на его принятие в первом чтении к концу месяца. Первоначально принятие данного закона связывалось со встречей президента с главой МВФ Кристин Лагард на экономическом форуме в Давосе. Для главы украинского государства было важно продемонстрировать готовность борьбы с коррупцией, на чем настаивают зарубежные партнеры Киева. Кроме того, средства фонда нужны украинской стороне для решения текущих социально-экономических задач. Наконец, интерес Порошенко к законопроекту определяется президентскими амбициями. Действующий глава государства не исключает своего участия в кампании по выборам президента, которые должны пройти в 2019 году. Выделение средств со стороны финансовых организаций должно продемонстрировать поддержку Западом действующего президента и повысить его рейтинг внутри страны. Однако депутаты не приступили к рассмотрению законопроекта, и он автоматически был включен в повестку дня сессии, которая началась в феврале 2018 года.
Основные дискуссии между Киевом и западными странами развернулись вокруг процедуры подбора судей и полномочий Общественного совета международных экспертов. Президентский законопроект предусматривал создание при Высшей квалификационной комиссии судей Общественного совета международных экспертов. При этом в президентском варианте законопроекта совету отводилась совещательная, консультативная роль, а его решения могли быть оспорены комиссией судей. Подобное положение не устраивает западные страны, которые настаивали на принятии советом окончательных решений. В этом случае общественный совет превращался в важнейший инструмент западных стран, деятельность которого никак бы не регулировалась Конституцией Украины и другими законами.
Другой вопрос, по которому идут дискуссии, – это юрисдикция Антикоррупционного суда и приведение его в соответствие с юрисдикцией Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). В случае принятия закона с учетом требований западных стран общественный совет наряду с НАБУ и САП фактически станет мощным инструментом давления на украинскую элиту.
До последнего времени, несмотря на давление западных стран, украинская власть тормозила принятие закона об Антикоррупционном суде. Причина подобной позиции украинского парламента определялась нежеланием формирования структуры, которая в перспективе могла стать мощным инструментом давления со стороны Запада на представителей украинской бизнес-элиты, которая активно участвует в политической жизни. Тем более что, по замыслам западных стран, формирование Антикоррупционного суда должно проходить при участии международных экспертов, что изначально выводило его из подчинения украинской Конституции.
Однако откладывать принятие данного закона становится все труднее, поскольку Киев нуждается во внешней подпитке своей экономики. Пользуясь экономическими трудностями Украины, западные страны фактически приступили к шантажу Киева. Акцент делается на объеме выплат по внешним долгам Украины, которые на 2018–2019 годы оцениваются в 7,5 млрд долл. В итоге складывается ситуация, при которой отсутствие средств в государственном бюджете делает безальтернативным сотрудничество Киева с международными финансовыми организациями.
В начале февраля президент Украины вновь обратился к депутатам Верховной рады с просьбой приступить к рассмотрению закона «О Высшем Антикоррупционном суде». В свою очередь, МВФ, ВБ и ЕС заняли жесткую позицию, по-прежнему настаивая на привлечении зарубежных экспертов и критикуя президентский законопроект.
Украинские власти стоят перед сложной задачей. Ситуация в экономике и необходимость поддержания на минимальном уровне социально-политической стабильности в период подготовки к выборам президента вынуждают искать дополнительные источники получения финансовых средств, в том числе у международных организаций. Одновременно с этим перед Киевом стоит задача удержать власть, не допустив дальнейшего расширения вмешательства западных стран.
Формально требования МВФ вызваны обеспокоенностью отсутствием прогресса по борьбе с коррупцией, которая возросла в последние годы. Однако назначение на должности судей зарубежных экспертов и их возможности прямого влияния на политическую элиту Украины больше напоминают механизм внешнего управления, который позволит определять внутриполитическую ситуацию и направления внешней политики. Кроме того, требование западных стран ускорить внедрение данного механизма определяется приближением выборов президента Украины, на которых могут быть опробованы новые технологии поддержки нужных кандидатов.
комментарии(0)