0
33544
Газета Дипкурьер Интернет-версия

24.11.2019 16:57:00

Евразийский экономический союз расколол Узбекистан

В республике обсуждают плюсы и минусы интеграции

Станислав Притчин

Об авторе: Станислав Александрович Притчин – руководитель аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН.

Тэги: еаэс, узбекистан, вто, сша


еаэс, узбекистан, вто, сша Шавкату Мирзиёеву предстоит непростое решение: быть  или не быть его стране в ЕАЭС. Фото с сайта www.president.uz

Новость о том, что Узбекистан в ближайшей перспективе сможет стать членом главного интеграционного проекта на постсоветском пространстве – Евразийского экономического союза (ЕАЭС), была одновременно и ожидаемой, и совершенно неожиданной. Вступление республики с ее 32-миллионным населением, важным геостратегическим положением на карте Евразии и масштабными планами модернизации сделает ЕАЭС еще более значимым игроком с объединенным рынком, превышающим отметку 200 млн человек. В то же время присоединение Ташкента будет сопряжено с серьезными вызовами для организации, которая впервые с момента запуска сталкивается с вступлением такого крупного игрока. Интеграция потребует серьезных усилий и трансформаций для обеих сторон объединения, что станет одновременно серьезным тестом для ЕАЭС и ее будущего, а также откроет новые возможности для развития.

Ожидаемость новости о планах Ташкента присоединиться к ЕАЭС была обусловлена в первую очередь кардинальными изменениями внешнеэкономической стратегии Узбекистана, которые начались с приходом к власти Шавката Мирзиёева в 2016 году. Его предшественник Ислам Каримов с момента получения независимости в 1991 году делал упор на поддержку внутреннего производителя с опорой на внутренний рынок. Такая модель позволяла поддерживать умеренный изоляционизм, не зависеть от глобальной конъюнктуры, политических настроений и изменений у торговых партнеров. В то же время такая стратегия объективно имела серьезные ограничители роста. Внутренний рынок Узбекистана хоть и имеет заметную емкость, но не может похвастаться высокой покупательной способностью, поэтому потенциал роста экономики весьма ограничен. Очевидно, что без поддержки экспорта и выхода на новые рынки сбыта заметного роста экономики не достичь. В таких условиях новый президент практически сразу после прихода к власти объявил серьезную перезагрузку внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии с целью создания благоприятных условий для экспорта товаров сначала в соседние по региону Центральной Азии страны, а затем на более отдаленные рынки. В таких условиях вопрос институализации отношений Узбекистана, с одной стороны, и наиболее крупного и продвинутого регионального интеграционного проекта, ЕАЭС – с другой, оставался вопросом времени.

Вместе с тем против завышенных ожиданий о скором вступлении в ЕАЭС говорила привычная логика внешнеполитической стратегии Узбекистана, опирающаяся в первую очередь на базис неприсоединения ни к каким объединениям, будь то оборонным или экономическим. Упор был сделан на более гибкий и менее обязывающий двусторонний формат. Данная парадигма внешнеэкономической стратегии Ташкента доказала свою эффективность. Рост торговли с основными партнерами и соседями, Россией, Казахстаном, Китаем и другими с 2016 года показал впечатляющий рост. Сказывался накопленный потенциал торговли и имеющиеся инструменты в виде зоны свободной торговли СНГ, к которой Узбекистан присоединился в 2011 году. Но и у этого потенциала есть свои ограничители по росту, который в основном носит скорее экстенсивный характер. И как раз здесь у Ташкента остается не так много опций для долгосрочной стратегии роста торговли, оставаясь за бортом главного регионального интеграционного проекта.

Начало официального обсуждения планов вступления Узбекистана в ЕАЭС дало старт нешуточным спорам в узбекском обществе о целесообразности вступления и привело к серьезному расколу по линии сторонников и противников интеграции. Один из главных аргументов, который звучит из лагеря противников вступления республики в ЕАЭС, заключается в том, что Узбекистану сначала нужно вступить в ВТО, чтобы войти в лигу равных в международной торговле, а уж потом вступать в региональные объединения. Такой аргумент возник сразу же после заявления министра торговли США, который по факту пригрозил трудностями на пути вступления в ВТО для Ташкента, если будет принято решение об интеграции в ЕАЭС.

С одной стороны, аргумент противников справедлив. Членство в ВТО является важным и престижным, но существует ряд «но». Мы становимся свидетелями глобальных изменений в мировой торговле с трендом на регионализацию торговли и повсеместный протекционизм. Все без исключения страны стараются предоставить максимально благоприятные условия для национальных производителей в их конкуренции с зарубежными компаниями. И если 20 и даже 10 лет назад ВТО был действительно эффективным механизмом борьбы с протекционизмом и нечестной дискриминацией в мировой торговле, то сегодня организация практически потеряла влияние как в политическом плане, так и в вопросах эффективности разрешения споров. Не секрет, что главный инструмент работы ВТО – арбитраж организации сегодня практически не имеет возможности рассматривать торговые споры, так как существуют проблемы с переназначением судей, в первую очередь из‑за позиции Вашингтона, который негласно старается снижать влияние организации.

Таким образом, даже если представить, что Узбекистан вступит в ВТО в ближайшее время, согласуя торговые договоры со всеми своими экономическими партнерами, это не создаст для узбекской экономики сколько‑нибудь значимые возможности для наращивания торговли в мире, какие могли бы появиться при присоединении к ЕАЭС, в котором представлены важнейшие торговые партнеры республики.

В то же время нельзя сказать, что процесс вступления в ЕАЭС обещает быть легкой прогулкой. У организации еще не было опыта присоединения такого крупного игрока, как Узбекистан. Процесс повлечет за собой серьезное переформатирование управленческой структуры институтов организации с учетом появления нового члена и обеспечения его участия в управлении. Ташкенту, в свою очередь, предстоит серьезная работа по адаптации своего законодательства и своих таможенных практик под стандарты ЕАЭС, что будет сопряжено с пересмотром внутренних устоявшихся норм и правил, что может привести к временным трудностям и напряжению в бизнес‑среде республики. Для всех участников предстоят серьезные переговоры о доле Узбекистана в распределении таможенных сборов ЕАЭС, условий торговли, перечня изъятий, квот.

Что получает Ташкент при вступлении в ЕАЭС? Полноценное участие в управлении развитием союза в виде представительства в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Это означает, что у Ташкента будут механизмы продвижения своих идей и проектов по интенсификации региональной торговли. Важно отметить, что участие Узбекистана с его амбициями и планами может позитивно повлиять на стагнирующий в последнее время процесс развития ЕАЭС.

В случае дискриминации узбекских производителей при торговле со странами ЕАЭС после присоединения у Ташкента появляется право рассмотрения подобных дел институтами в рамках ЕЭК. Последние прецеденты показывают, что этот механизм становится все более эффективным.

Узбекистан в рамках гармонизации своего законодательства с нормами и правилами ЕАЭС получает готовые решения и практики по реформированию целого ряда связанных со вступлением секторов – сертификации и стандартизации, таможенного регулирования и др. Системный пересмотр законодательства с применением передовых, апробированных практик в перспективе обещает серьезные позитивные изменения инвестиционной среды Узбекистана.

Как показал опыт интеграции Киргизии, фактор трудовых мигрантов и изменения их статуса на граждан страны – члена ЕАЭС серьезным образом облегчает возможность поиска работы и пребывания в странах‑партнерах, в первую очередь в России и Казахстане. Учитывая количество граждан Узбекистана, работающих в странах ЕАЭС, вступление республики в организацию будет иметь колоссальный позитивный социальный эффект.

Сроки и форматы процесса институализации отношений Узбекистана и ЕАЭС – вопрос открытый. Учитывая сложность и амбициозность задачи, очевидно, что для достижения позитивного результата важно все процедуры запускать постепенно, продуманно, без аврала и лишней спешки. В случае позитивного решения по вопросу вступления возможно рассмотрение растянутых во времени сценариев присоединения. На первом этапе это может быть реализовано через существующие форматы, например создание зоны свободной торговли с ЕАЭС или получение статуса наблюдателя или партнера. Хотя, например, Киргизия и Армения перешагнули эти этапы и сразу получили статус полноценных членов. В случае Узбекистана промежуточный этап интеграции позволит всесторонне проработать членство республики, просчитать экономические параметры интеграции, адаптировать институты управления ЕАЭС под членство Республики Узбекистан. В любом случае, какой бы из обсуждаемых сценариев и сроков присоединения Ташкента к ЕАЭС ни был выбран, предстоит большая и кропотливая работа.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
1065
Америка шокирована пропалестинским бунтом в университетах

Америка шокирована пропалестинским бунтом в университетах

Данила Моисеев

Байден старается не говорить лишнего, чтобы не раздражать свой электорат

0
1487
ВСУ получили разрешение на удары в глубине России

ВСУ получили разрешение на удары в глубине России

Владимир Мухин

Американские истребители F-16 ждут в Украине после Пасхи

0
2153
США вводят самые масштабные персональные санкции за сотрудничество с Россией

США вводят самые масштабные персональные санкции за сотрудничество с Россией

Геннадий Петров

Сотни компаний из Китая, Турции, ОАЭ и других стран попали в черные списки

0
1608

Другие новости