0
18717
Газета Дипкурьер Интернет-версия

22.12.2019 17:35:00

К новому договору о СНВ США и России придется идти вдвоем

Китай не заинтересован в участии в переговорах по контролю над вооружениями

Илья Крамник

Об авторе: Илья Александрович Крамник – эксперт Российского совета по международным делам.

Тэги: сша, россия, снв, пражский договор, китай, ядерное оружие


сша, россия, снв, пражский договор, китай, ядерное оружие Новейшая китайская межконтинентальная баллистическая ракета DF-41 получит возможность нести несколько ядерных боеголовок. Фото Reuters

Меньше чем через полтора года истечет срок действия Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, известного как Пражский договор о СНВ или СНВ-3.

Подписанный в 2010 году Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой документ рискует уйти «в отставку» без преемника – переговоры о новом документе, который позволил бы продвинуться дальше по пути предшественников, слишком долго не начинались, а проводившиеся консультации сторон не влекли за собой сближения их позиций. В последние недели ситуация, впрочем, начала меняться. Так, министр иностранных дел России Сергей Лавров сообщил о предложении «любых вариантов» продления действующего договора о СНВ. Ранее о готовности продлить договор без предварительных условий заявлял президент Владимир Путин.

По мнению ряда специалистов, это может говорить о выработке хотя бы самых предварительных общих представлений об архитектуре нового договора о СНВ, которые позволяют надеяться на прогресс переговоров в следующие пять лет.

«Наиболее важным аспектом любого нового договора будет являться сохранение транспарентности и системы верификации данных в сфере стратегических наступательных вооружений. Это позволяет сохранять контроль над уровнем вооружений и предсказуемость изменений, избегая ситуаций, подобных 1970-м годам, когда отсутствие достоверной информации о стратегических арсеналах противника провоцировало гонку вооружений и неконтролируемый рост военных расходов», ­– отметил научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Константин Богданов.

«Важно также договориться наконец об ограничении средств, влияние которых на стратегическую стабильность уже несомненно, – таких как противоспутниковые и орбитальные системы, неядерные высокоточные системы большой дальности. Возможно, полезно было бы упоминание хотя бы в преамбуле такого договора наличия киберугроз и их влияния», – добавил он.

Изменение климата

Анализируя информационный фон в теме стратегических наступательных вооружений, во многом влияющий на атмосферу переговоров, можно отметить некоторые характерные детали.

Например, изменение российской риторики по теме стратегических оборонительных вооружений, то есть систем противоракетной обороны. В прошлом десятилетии бывшие одним из ключевых аспектов, формировавших, во всяком случае в публичной сфере, российскую позицию, сейчас системы ПРО отошли на второй план. При этом сложившийся баланс стратегических ядерных арсеналов принципиально не изменился (и вряд ли изменится в среднесрочной перспективе). Это позволяет говорить об изменении отношения к теме ПРО в российской политике и пересмотра ценности этого вопроса в контексте дальнейших переговоров о сокращении СНВ.

Одновременно в последние несколько лет возросло внимание обеих сторон к проблеме средств средней дальности, особенно на фоне разрушения Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) от 1987 года, которые также могут оказывать существенное влияние на стратегический баланс, к потенциалу систем космического базирования и неядерным высокоточным средствам большой дальности.

Взаимные обвинения России и США в адрес друг друга в нарушении ДРСМД последовательно нарастали в тоне и градусе последние несколько лет, завершившись разрывом соглашения. К концу 2019 года интенсивность риторики в этой части заметно спала. Внимание к средствам космического базирования, традиционно достаточно высокое, возрастает по мере развития технологий и расширения списка реальных (и потенциальных) обладателей военной космической инфраструктуры – от разведывательных аппаратов и навигационных систем до средств раннего обнаружения и противоспутникового оружия.

Интерес к ограничению неядерных высокоточных средств большой дальности, до этого серьезно демонстрировавшийся только со стороны Москвы, ввиду прямой и явной угрозы, которую для России несет соответствующий американский арсенал, в последние годы стал двусторонним. Демонстрация фактического наличия такого оружия у России и его возможностей, в частности в рамках сирийской кампании, оказала, судя по всему, большее влияние на желание регулировать этот вопрос, нежели политические аргументы.

Третий радующийся

Весьма существенным фактором фона переговоров России и США о возможности заключения нового договора о СНВ являются ядерные арсеналы прочих членов клуба, однако их сравнительный вес тоже различается. В контексте сокращения стратегических наступательных вооружений в первую очередь стоит упомянуть соответствующий потенциал КНР, учитывая, что Китай является единственным членом «большой ядерной пятерки», арсенал которого в ближайшем десятилетии может оказать серьезное влияние на сложившийся баланс сил.

Пристальное внимание к китайскому ядерному арсеналу в целом растет последние 10 лет, по мере того как ракетные войска Народно-освободительной армии Китая (до января 2016 года – 2-я артиллерия, 2-й артиллерийский корпус) пополняются новыми системами, способными доставить ядерный боеприпас на территорию США. Речь идет в первую очередь о межконтинентальных ракетах DF-31, DF-41, а также о ракетах средней дальности DF-26, способных угрожать американским базам на западе Тихого океана. Кроме того, обновляется и арсенал ВМС НОАК, получивших новые субмарины проекта 094, оснащенные ракетами JL-2 c дальностью полета до 8 тыс. километров.

В наступающем десятилетии ядерный арсенал КНР скорее всего будет расти. «Китай – единственное государство, которое может в предстоящем десятилетии удвоить или даже утроить свои ядерные силы. Для этого им достаточно хотя бы просто заменить моноблочные ракеты на ракеты с разделяющимися головными частями индивидуального наведения. И вы уже получите двух-, трех-, четырехкратный рост – в зависимости от того, сколько боеголовок будут нести ракеты. Подобное уже произошло в начале 1970-х годов, когда США, а затем СССР приступили к развертыванию ракет с разделяющимися головными частями. И число боеголовок в течение десяти лет увеличилось в пять раз! Китай сейчас стоит на пороге этого процесса», – отметил Алексей Арбатов, руководитель центра международной безопасности ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, в ходе заседания наблюдательного совета Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, состоявшегося в начале декабря в Женеве.

Если принимать этот прогноз, то ядерный арсенал КНР, который в настоящее время, по общепринятым оценкам, насчитывает около 300 зарядов, в ближайшие 10 лет может легко превысить 1 тыс. и приблизиться к 1,5 тыс. зарядов, большая часть которых будет развернута на межконтинентальных носителях наземного и морского базирования.

Порог действующего Пражского договора о СНВ устанавливает верхнюю границу стратегических ядерных сил России и США на уровне 1550 развернутых боевых зарядов. Развитие китайского арсенала в этих условиях будет означать появление «третьей силы», сравнимой с первыми двумя, но при этом не связанной действующими договорами ни в части ограничений, ни в части мер обеспечения транспарентности.

При этом на данный момент Китай не заинтересован в участии в переговорах о сокращении СНВ. «Китай множество раз ясно излагал свою позицию по переговорам о контроле над вооружениями. В настоящее время Китай не заинтересован в так называемых трехсторонних переговорах по контролю над вооружениями и не будет принимать участие в них», – заявил еще в августе постпред Китая при ООН Чжан Цзюнь.

По мнению Арбатова, Китай в настоящее время не пойдет на подобные переговоры, не желая фиксировать имеющееся сейчас отставание по уровню своего стратегического арсенала от США и России, и в этих условиях к новому договору Москве и Вашингтону придется идти вдвоем.

Не идти к нему нельзя: отказ хотя бы от дальнейших переговоров о ядерном разоружении грозит подорвать режим нераспространения ядерного оружия, одной из опор которого является зафиксированное в статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия обязательство его участников о прекращении гонки ядерных вооружений и ядерном разоружении.

Кстати, в прошлом можно найти аналог сложившейся сегодня ситуации, появившийся еще до Второй мировой войны. В 1936 году Япония и Италия отказались от подписания 2-го Лондонского морского договора, полагая невыгодным ограничение своего военно-морского потенциала в условиях глобального доминирования британского Королевского флота и ВМС США, на тот момент контролировавших в совокупности примерно 2/3 мировой морской мощи, если считать только тяжелые артиллерийские корабли, и более 80% – оценивая общий потенциал ВМС. Шанса урегулировать противоречия морских держав в то время история человечеству не предоставила. Стоит надеяться, что в этот раз ситуация будет развиваться иначе.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Первые решения Трампа американцам понравились

Первые решения Трампа американцам понравились

Геннадий Петров

Судя по опросам, политик стал более популярен, чем до избрания президентом

0
516
CША сигнализируют, что могут ударить ракетами по Китаю

CША сигнализируют, что могут ударить ракетами по Китаю

Владимир Скосырев

Атомная подлодка класса Virginia переброшена на остров Гуам

0
509
Конфуций против распутства

Конфуций против распутства

Геннадий Гутман

Цветочная литература Поднебесной империи

0
413
Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
729

Другие новости