0
7999
Газета Дипкурьер Интернет-версия

15.11.2020 16:29:00

На Тирасполь будут давить и Кишинев, и Киев

Приднестровье зависит от молдавских выборов

Андрей Сафонов

Об авторе: Андрей Сафонов – политолог (Приднестровье).

Тэги: молдавия, президентские выборы, кандидаты. додон, санду, приднестрвоье, миротворцы


молдавия, президентские выборы, кандидаты. додон, санду, приднестрвоье, миротворцы Мир в Приднестровье по-прежнему охраняют миротворцы РФ. Фото с сайта www.mil.ru

Последние недели в Молдавии прошли под знаком президентских выборов. И хотя Приднестровская Молдавская республика (непризнанная. – «НГ») не вмешивается в предвыборные баталии Кишинева, но политические процессы в Молдавии так или иначе влияют и на Приднестровье. В отличие от президентской республики в Приднестровье Молдавия является парламентской республикой. В 2000 году, опасаясь дальнейшего расширения президентских полномочий, парламентарии лишили народ права избирать первое лицо и перенесли выборы главы государства в парламент. Сразу же страна превратилась в гнилое болото в виде всевозможных партийных квот на должности, создающихся и распадающихся коалиций, коррупционных скандалов. Конечно, и президентская вертикаль не исключает различных ошибок и злоупотреблений, но бессилие президента многократно усиливает язвы, характерные для «боярского царства». Это и было той последней каплей, которая заставила элиты Молдавии сманеврировать: вернуть в 2016 году всенародные выборы президента, но еще больше урезать его полномочия. То есть попытались дать народу ожидаемую картинку, но при этом оставить в реальности все, как было раньше. Тем не менее кое-какие полномочия у президента Молдавии остаются, хотя для решающего влияния на принятие решений их мало. Но и тут президента могут отключить на несколько минут от исполнения обязанностей, если, к примеру, он отказывается утвердить министров, которых двигает парламентское большинство.

Так не раз бывало с Игорем Додоном, всенародно избранным в 2016 году. Конституционный суд РМ (над которым Додон не так давно утратил контроль через смещение лояльного ему председателя КС) подтвердил правомерность такой практики «отключений». Однако нет гарантий того, что, если в президентское кресло сядет представитель прозападных и прорумынских сил, его также будут «отключать». Возможно, правому политику дадут зеленый свет в его деятельности. А какими они могут быть, эти шаги? В 2016 году в схватке за президентское кресло в Молдавии сошлись те же кандидаты, что и сегодня, в году 2020-м. Это действующий глава государства Игорь Додон и экс-премьер Майя Санду.

Первого из них некоторые эксперты называют лояльным Москве политиком, а вторую – отражающей интересы Вашингтона, Брюсселя и Бухареста. Нас же интересуют факты, которые могут так или иначе повлиять на обстановку вокруг Приднестровья.

Дело в том, что и Игорь Додон, и Майя Санду отрицают не только возможность признания независимости Приднестровья, но даже урегулирование конфликта на Днестре через конфедерацию и федерацию. Совпадают их позиции и в том, что участок приднестровско-украинской границы должен контролировать Кишинев. Нет принципиальной разницы между ними и в том, что из Приднестровья должны уйти российские войска. Разве что Санду больше подчеркивает, что уйти должны не только служащие Оперативной группы российских войск (ОГРВ – это остатки бывшей 14-й армии), но и миротворцы, разделившие в 1992 году враждовавшие стороны во время войны на Днестре.

Не видно разницы между Додоном и Санду и в плане необходимости, по их мнению, вывоза боеприпасов, хранящихся в селе Колбасна Рыбницкого района Приднестровья. Между тем в случае агрессии против ПМР эти боеприпасы помогут приднестровцам отбиться, а союзные российские солдаты только добавят шансов на спасение республики, которую не изобрели вожди в Кремле после 1917 года, а создали сами приднестровцы в 1990 году через сходы и референдумы.

Но самое главное даже не это. И Додон, и Санду исходят из того, что РМ в своей политике должна руководствоваться заключенным в 2014 году Соглашением об ассоциации с Евросоюзом. Приднестровье держит курс на евразийскую интеграцию. Это соглашение на много сотен страниц охватывает все стороны жизни Молдавии в сферах как внутренней, так и внешней политики.

Оно накрепко привязывает Кишинев к Западу и полностью исключает возможность хоть какого-то участия РМ в евразийской интеграции, ядром коей является Россия. Если Санду вообще даже не обсуждает «святое» западное направление, то действующий президент Додон несколько лет назад заявлял, что денонсирует Соглашение 2014 года. А потом столь же убежденно утверждал, что не будет этого делать. Эта его позиция сохраняется и сейчас.

Следовательно, принципиальных расхождений в политике Молдавии между двумя претендентами на президентское кресло в РМ в ключевых вопросах с точки зрения приднестровцев не просматривается. Кроме одного. Речь идет о возможности поглощения Молдавии Румынией. Несколько лет назад Майя Санду заявила, что проголосовала бы за объединение Молдавии с Румынией. Поэтому логично, что ее поддерживают все те, кто сейчас или в будущем видят Молдавию румынской провинцией – от бывшего министра обороны РМ Анатола Шалару до всевозможных унионистских (уния – объединение. – «НГ») организаций. Добавим к этому прозападные и прорумынские неправительственные организации, призванные формировать общественное мнение (особенно в молодежной среде), а также западные массмедиа. Так, например, телеканал «Евроньюс» поспешил показать несколько недель назад интервью с Майей Санду, аттестовав ее именно как «проевропейского» кандидата. Сразу вопрос: какую линию прозападники и прорумыны займут в отношении ПМР, закрепи они за собой власть, как в парламенте, так и в президентуре Молдавии?

Линий может быть две. Первая. Негласно отодвинуть в сторону ПМР, чтобы не включать в состав Молдавии пророссийских приднестровцев как носителей имперского сознания, могущих затруднить движение РМ к светлому европейскому будущему. На практике это может означать многочисленные декларации о «единой территориально целостной Молдове», но не более того. Вторая. По указке Вашингтона, Брюсселя и Бухареста давление на ПМР возрастет – от политического и дипломатического до экономического и военного. Цель двоякая: ликвидировать не только приднестровскую государственность, но и опорный пункт российского влияния на юго-западе бывшего Советского Союза.

Правда, военное давление с 10 ноября выглядит более проблематичным, чем раньше: пример Нагорного Карабаха показывает, что российские войска могут оказаться там, где их не ждут. Хотя на Днестре они и так есть… Предполагать, как известно, нужно худшее. Поэтому будем исходить из возможности осложнения молдавско-приднестровских отношений в случае взятия правыми всей полноты власти в Молдавии. Тут снова вспомним, что президент РМ не обладает такой властью в Кишиневе. Вопрос в том, каким будет парламент страны. Во-первых, сохранится ли нынешний состав корпуса молдавских законодателей или же будут досрочные парламентские выборы? Сейчас парламентский состав разношерстный, а созданная в 2019 году коалиция социалистов и демократов была временной и ситуативной. То есть в нынешнем парламенте могут сложиться и распасться самые различные объединения. Во-вторых, в случае досрочных парламентских выборов в РМ получит ли новый президент требуемое большинство, позволяющее сформировать нужное и депутатам, и главе государства правительство? Или это будет правительство социалистов и их союзников, или правительство правых и их союзников.

В любом случае Приднестровью придется работать с любой властью в Кишиневе. Просто Кишиневу и Тирасполю лучше сотрудничать на взаимовыгодной основе, нежели конфликтовать. К сожалению, не всегда в Кишиневе это понимают.

То, что не всегда политики Молдавии понимают пользу сотрудничества, доказывает позиция той же Майи Санду по воздействию на Приднестровье с помощью Украины. Хотя сама Украина не уполномочивала кандидата в президенты РМ втягивать Киев в столь сомнительные схемы, как та, что была озвучена Санду: «Приднестровье – это большой вопрос в нашей повестке дня. Мы знаем, что режим в Тирасполе выжил за счет коррупционных схем и контрабанды. Мы надеемся, что власть в Киеве поможет нам преодолеть эти схемы».

Если оставить в стороне громкие слова о «контрабанде», которую за много лет не обнаружили представители европейской миссии EUBAM, мониторящие приднестровско-украинскую границу, то речь идет о банальном экономическом давлении на Приднестровье с двух сторон – со стороны Молдавии и Украины. Так молдавские правые хотят втянуть в свою авантюру Украину и обострить ситуацию на Днестре. Голосовать за Майю Санду призвал на днях президент Румынии Клаус Йоханнес. Это говорит о многом.

Изюминка выборов-2020 применительно к Приднестровью заключается в том, что никто из кандидатов и вообще политических сил Молдавии не собирается оставлять ПМР в покое. Но правые вдобавок нацелены на включение Приднестровья в состав унитарной Молдавии, а это означает реальный вариант после этого втиснуть реинтегрированный Приднестровский регион Республики Молдова в Румынию и в НАТО (членом которого является Румыния).

В этой ситуации приходится вновь напомнить: для России и Приднестровья единственной гарантией обеспечения их национальных интересов является прямое двустороннее сотрудничество во всех областях. Как и подобает настоящим союзникам. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В какую Румынию ведет Молдавию Санду?

В какую Румынию ведет Молдавию Санду?

Светлана Гамова

Новый хозяин дворца Котрочень, вероятно, окажется "русским" или "гагаузом"

0
1112
В Румынии добился успеха "местный Виктор Орбан"

В Румынии добился успеха "местный Виктор Орбан"

Данила Моисеев

Независимый кандидат с репутацией пророссийского политика вышел во второй тур президентских выборов

0
1947
"Обитель латиноамериканской демократии" полевела

"Обитель латиноамериканской демократии" полевела

Ирина Акимушкина

Новый президент Уругвая заинтересован в более тесных связях с Россией

0
1687
Мэр Варшавы попробует стать президентом Польши со второй попытки

Мэр Варшавы попробует стать президентом Польши со второй попытки

Данила Моисеев

Геннадий Петров

Определились кандидаты на пост главы государства от двух главных политических сил

0
2107

Другие новости