0
18933
Газета Дипкурьер Интернет-версия

20.06.2021 17:28:00

Пантюркизм как неоосманский проект 2.0

Турция прокладывает путь в Центральную Азию гуманитарными проектами

Александр Кобринский

Об авторе: Александр Львович Кобринский – профессор, доктор исторических наук, директор Агентства этнонациональных стратегий.

Тэги: турция, центральная азия, пантюркизм, неоосманский проект, азербайджан, нагорный карабах

Обострение конфликта вокруг Нагорного Карабаха - все статьи по теме


турция, центральная азия, пантюркизм, неоосманский проект, азербайджан, нагорный карабах Реджеп Тайип Эрдоган обещает вместе с Ильхамом Алиевым восстановить Карабах. Фото Reuters

Надежды на то, что постсоветское пространство ждет эра благополучия после короткого периода турбулентности, вызванной гибелью СССР, оказались тщетны. Россия, всеми фибрами своей загадочной души устремившаяся на Запад, по сути, отмахнулась от республик Центральной Азии (ЦА), по принципу «никуда не денутся», тем самым спровоцировав массу сложностей в этом регионе и в первую очередь для себя самой. Регион стал легкой добычей мировых «хищников», прежде всего стран англосаксонского мира и поддерживаемой ими Турции, твердой поступью туда вошел Китай, там же сформировались интересы Ирана, Южной Кореи. Не нужно иметь большого таланта, чтобы увидеть усиливающийся интерес к этой территории проникаемого из Афганистана радикального ислама.

Это увеличивает дугу нестабильности вдоль границ России, создаваемую коллективным Западом с целью парализовать ее действия в случае активизации его противостояния с «несанкционированно» усилившимся Китаем. А также демонтажа сложившейся в РФ государственной системы с последующим введением внешнего управления по примеру восточноевропейских стран, ликвидацией традиционной исторической духовно-нравственной компоненты, окончательным подавлением воли народов к сохранению исторически сложившейся этнической общности людей на евразийском пространстве и, как итог, окончательному складыванию и закреплению англосаксонского ига уже в планетарном масштабе.

Важный шаг в достижении означенных целей – окончательный отрыв Центральной Азии от России и на первом этапе втягивание ЦА в духовно-нравственные ориентиры Турецкой Республики, которая, в свою очередь, находится в орбите влияния англосаксонского мира, хотя и пытается сбросить с себя его путы.

Анкара активно позиционирует себя как мирового заступника за весь исламский мир. Турция, проводя политику активного пантюркизма, имеет в виду идеи неоосманизма. И год от года шаг за шагом усиливает свои позиции как в экономической, так и в духовной сферах.

Для успешного проникновения на новые территории пантюркизм отчаянно нуждается в деньгах и на этом направлении руководство Турции делает серьезные успехи. Помимо общеэкономических задач оно довольно успешно решает задачу превращения страны в одного из ключевых игроков на рынке энергоносителей. За последнее десятилетие Турция превратилась в крупнейший газовый хаб. По ее территории проходят несколько крупнейших газопроводов – TANAP (мощность 16 млрд м³ в год), «Турецкий поток» (31,5 млрд м³), «Голубой поток» (16/17 млрд м³ с возможностью увеличения до 32 млрд м³), «Балканский поток» (часть «Турецкого потока» с мощностью 15,8 млрд м³). При этом TANAP приобретает исключительное значение. После успешной поддержки Азербайджана в его военном противостоянии с Арменией Турция фактически обеспечила себе исключительные условия и, возможно, исключительную цену на азербайджанский газ, что может повлечь за собой пересмотр цены и на российский газ. Турецкие кампании, перепродающие российский и азербайджанский газ, тесно связаны с правительством и, следовательно, с поддержкой идей, им проводимых. Следующим актом пьесы может быть строительство газопровода из Туркмении с подключением его к TANAP на территории Азербайджана. А это означает автоматическое попадание нового газопровода под контроль Анкары, которая становится уже не газовым хабом, а транзитной газовой сверхдержавой, затягивающей Туркменистан через Азербайджан, значительно контролируемый Турцией, в политику неоосманизма, получающую в этом случае могучую финансовую подпитку. Получив таким образом контроль над газовыми потоками двух стран, со значительными запасами газа, Анкара будет иметь возможность участвовать в формировании мировых цен на этот энергоноситель. Кроме того, Турция может выступить в роли гаранта для нового газопровода с учетом того, что его строительство не вызовет восторга ни у Ирана, ни у России.

Для подавляющего числа экспертов очевидно, что Турция уже видит себя первой исламской супердержавой.

Тут и встает вопрос: какова вероятность в перспективе создания надгосударственных органов Турции и республик ЦА под «рабочим» названием Великий Туран? Размышляя о такой возможности и давая позитивный или негативный ответ, многие аналитики ошибочно говорят и имеют в виду именно военно-политический союз между странами, тогда как автор этих строк полагает, что основной упор будет сделан на духовно-нравственные императивы. Исламский мир в значительно большей степени монолитен и един в своих поведенческих компонентах, чем, например, мир христианский. Создание же единого духовно-нравственного пространства с центральноазиатскими республиками, выдавливание из региона России в дальнейшем открывает изумительные возможности для неоосманистов в экономической сфере, где в будущем можно серьезно потеснить и Китай, а в идеале вовсе вытеснить его из региона. Этим планам окажет косвенную поддержку вывод войск США и союзников из Афганистана. Открывается возможность, пока призрачная, но все же, при содействии англосаксонского мира столкнуть лбами Китай и Афганистан, да и проблемы в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) играют на руку таким перспективам, куда будут стремиться проникать радикальные исламисты.

Важно обратить внимание на тот факт, что население Турции составляет около 84 млн человек, совокупное население Центральной Азии, по данным ООН, чуть больше 74 млн, из них на Узбекистан приходится примерно 45%, Казахстан – 25%, Таджикистан – 13%, Киргизию и Туркменистан – по 8,5%. Вместе с этим в Центральноазиатском регионе отмечается устойчивый рост населения, по данным социологов, сегодня это около 1 млн человек в год. В среднем на одну женщину в ЦА приходится три ребенка, и коэффициент растет. Таким образом, в конечном счете речь идет о рынке, сопоставимом по объему с внутренним рынком самой Турции и ½ рынка России. Необходимо принять во внимание, что регион остается одним из самых молодых, где средний возраст населения 27,6 года.

В пользу теории о завоевании в исламском мире «мирового господства» через занятие духовно-нравственных высот говорят и множественные факты. Турция ясно позиционирует себя как защитника всех обижаемых в исламском мире. Из недавних событий это поддержка Азербайджана в азербайджано-армянском конфликте, заявления президента Турции по Иерусалиму, по палестино-израильскому противостоянию, негативные слова, обращенные в адрес правительства Австрии, попытки участвовать в таджикско-киргизском столкновении.

Особое внимание следует обратить на строительство турецких школ в республиках ЦА на фоне сокращения как русских школ, так и числа носителей русского языка, способных профессионально ему обучать. Работа с детьми и молодежью рассчитана на долгий срок, но именно она в будущем принесет ощутимые результаты. Подминая под себя страну за страной в исламском мире, Анкара создает условия для укрепления влияния Турции и в Европе, через исламские сообщества в ЕС.

Серьезное усиление исламского мира – не такая уж мифическая возможность. Нельзя не отметить, что сами идеи пантюркизма позитивнее просто исламизации, однако в текущем исполнении за ними очень отчетливо виден неоосманизм, а это уже совсем другая история. Гипотетически в случае успешного «освоения» Центральной Азии взоры неоосманистов неизбежно будут обращены в сторону России. Логика процесса подсказывает, что оттеснение, а после вытеснение пророссийских мусульманских духовных лидеров с первых ролей обязательно последует, а это уже будет представлять угрозу фундаментальным основам России. Отсутствие достаточных финансовых возможностей у руководителей российской умы для ведения активной и эффективной работы по внешнему периметру приведет к устойчиво негативным последствиям прежде всего для российского государства.

Понятно, что сами республики Центральной Азии не горят желанием войти в новое государственное образование, особенно если оно направлено против кого-то, но вот затягивание их на первом этапе в духовно-нравственную конфедерацию не выглядит столь утопичным, принимая во внимание и тот факт, что для республик этого региона архиважна тема транзита власти. Многие представители правящей элиты предпочли бы установление неомонархических режимов, а такую возможность им могут обеспечить не так уж много мировых игроков. Турция входит в этот круг. Здесь мы подходим к другому ключевому моменту.

В современном мире страны с населением менее 250–300 млн (Россия относительное исключение в силу ядерного статуса) всегда будут находиться под диктатом более сильных игроков, выполняя их волю или же становясь изгоем. Они не имеют возможности проведения успешной социальной, экономической, технологической, научной модернизации, не имеют возможности проведения самостоятельной внешней и внутренней политики именно в силу своей малочисленности. К сожалению, ни одна постсоветская республика за 30 лет независимости не может похвастаться значимыми успехами, несмотря на то что их географическое положение и стартовые возможности были много лучше, чем у ряда республик ЦА. С учетом вышесказанного республики ЦА, с одной стороны, будут вынуждены искать путь к решению этой сложной задачи, что без создания глубокого интеграционного союза с более крупным игроком невозможно, с другой стороны, как для России, так и для Турции эти страны представляют определенный интерес именно в силу тех же самых причин. А вот с кем будет комфортнее республикам ЦА, решать им самим, но может оказаться, что велеречивость и сладкие посулы Анкары лучше, чем указы и назидания Москвы. В то же время ведущие политологи, ученые Центральноазиатского региона уже сегодня предупреждают об опасности увлечения мифологемами о Великом Туране, слишком уводящими в сторону от решения насущных проблем тюркских стран.

Определенно руками Турции англосаксонский мир будет стараться использовать республики Центральной Азии прежде всего против России и Китая, но и Турция постарается повернуть сложившуюся геополитическую ситуацию в свою пользу. Пассивная или недостаточно активная позиция России в ЦА может иметь для нее далеко идущие негативные последствия. Самим же республикам ЦА немаловажно учитывать, что любой проект, за которым стоит англосаксонский мир, конечен, и в итоге государства, слишком увлекшиеся участием в нем, оказываются на обочине истории, каким бы прекрасным он ни казался изначально. В целом ход мировых событий показывает, что пора всем возвращаться домой и развивать нашу евразийскую цивилизацию. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Может ли Турция опять принять российско-украинские переговоры

Может ли Турция опять принять российско-украинские переговоры

Энгин Озер

В прекращении конфликта политически заинтересованы и Трамп, и Эрдоган

0
367
Пашинян борется с Декларацией о независимости

Пашинян борется с Декларацией о независимости

Игорь Селезнёв

Премьер Армении считает, что документ создает повод для продолжения конфликта с Азербайджаном

0
2068
В Центральной Азии исламисты начинают "антикитайский джихад"

В Центральной Азии исламисты начинают "антикитайский джихад"

Андрей Серенко

Атаки экстремистов связывают с политикой КНР в отношении населения Синьцзян-Уйгурского автономного района

0
2257
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
5562

Другие новости