0
11916
Газета Дипкурьер Интернет-версия

03.10.2021 18:32:00

На «курильском фронте» – без перемен

Будущий премьер Японии обещает много нового, но не в связях с Москвой

Валерий Кистанов

Об авторе: Валерий Олегович Кистанов – руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН, доктор исторических наук.

Тэги: фумио кисида, япония, власть, политика, выборы, курильские острова


фумио кисида, япония, власть, политика, выборы, курильские острова Уходящий премьер-министр Ёсихидэ Суга поздравил Фумио Кисиду с победой на партийных выборах. Фото Reuters

Фумио Кисида, бывший министр иностранных дел, выиграл 29 сентября во втором туре гонку за лидерство в правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) Японии, после того как проваливший кампанию по борьбе с коронавирусом премьер-минстр Ёсихидэ Суга вынужден был заявить об отказе участвовать в выборах. Скоротечное пребывание Суги в кресле премьера после долгоиграющего Синдзо Абэ породило в Японии и за ее пределами опасения по поводу возвращения в страну «эпохи вращающихся дверей» – периода длительной политической нестабильности, когда премьер-министры сменяли друг друга после годичного пребывания на вершине власти.

До выборов Таро Коно, бывший министр иностранных дел и обороны, считался главным претендентом на победу, однако его реформаторские замашки несколько насторожили политический истеблишмент Японии. Придерживаясь более умеренных взглядов по многим вопросам, включая ядерную энергетику и внешнюю политику, Кисида во втором туре получил широкую поддержку основных фракций ЛДП и одобрение партийных тяжеловесов. Две женщины, Санаэ Такаитии и Сейко Нода, занимавшие ранее ряд ответственных постов в бюрократических и партийных структурах, выбыли из гонки еще в первом туре. В связи с доминированием ЛДП в парламенте Кисида гарантированно будет официально избран премьер-министром на внеочередной парламентской сессии, которая должна начаться 4 октября.

Партийные выборы проходили на фоне резкого падения рейтингов Суги и растущих призывов к смене руководства в ЛДП. Теперь Кисида должен помочь партии обновить облик и выиграть выборы в нижнюю палату парламента осенью этого года и верхнюю палату летом следующего. Еще в ходе предвыборной кампании, а также уже после победы на выборах Кисида сделал ряд громких заявлений о своих новациях в экономической и политической жизни страны. В частности, он сказал, что демократия в Японии находится в кризисе и необходимо показать людям, что партия изменилась, чтобы они оказали ей поддержку. Будущий премьер пообещал также составить пакет экономических стимулов на сотни миллиардов долларов к концу года, указав на то, что страна сталкивается с множеством проблем, включая неспадающую эпидемию коронавируса и старение населения. Кроме того, он намерен сделать Японию важным игроком на мировой арене, активно способствуя решению глобальных проблем, таких как изменение климата. Наконец, Кисида представил свое видение «нового капитализма» по-японски, противоположного традиционной неолиберальной экономической политике, и провозгласил необходимость ликвидировать разрыв между богатыми и бедными слоями населения, а также крупными и провинциальными городами.

В сфере внешней политики и безопасности Кисида, имеющий богатый опыт внешнеполитической деятельности на посту министра иностранных дел в кабинете Абэ в период 2012–2017 годов, как следует из его высказываний, будет в основном придерживаться курса Суги. Главной задачей этого курса является реализация стратегии свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона с целью сдерживания военных и экономических амбиций соседнего Китая. Для этого будет усиливаться военный альянс с США, а также наращиваться собственный военный потенциал. В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что Кисида поддерживает выдвинутую еще Абэ идею о необходимости обзаведения Японией потенциалом превентивного удара по базам противника в случае, если будет сочтено, что они создают угрозу для безопасности страны. Ему также придется воплощать в жизнь новую политику в области кибербезопасности, которую кабинет министров утвердил 28 сентября. В документе впервые заранее называются Китай, Россия и Северная Корея в качестве «вероятно подозреваемых», если Япония подвергнется кибератаке со стороны иностранного государства.

В своей предвыборной кампании будущий японский премьер не касался российско-японских отношений, хотя в бытность министром иностранных реализовывал активный курс Абэ на решение территориального спора, связанного с претензиями Токио на четыре южнокурильских острова, и последующее подписание мирного договора с Москвой. Кисида занимался подготовкой визита Владимира Путина в Японию в 2014 году, но тогда визит не состоялся из-за нажима со стороны Вашингтона в связи с присоединением Крыма к России. В 2016 году Кисида имел непосредственное отношение к договоренности между Абэ и Путиным о совместной хозяйственной деятельности на спорных островах.

В ходе жарких дебатов четырех кандидатов на пост председателя ЛДП тема российско-японских отношений практически не звучала, что свидетельствует о невысоком приоритете России во внешнеполитической повестке Токио. Лишь региональная газета «Хоккайдо симбун», которая по определению держит руку на пульсе территориального спора между Москвой и Токио, сообщила о встрече Коно 15 сентября в режиме онлайн с депутатами префектурального собрания острова Хоккайдо. Рядом с ним лежат российские острова, которые Токио объявляет своими «северными территориями» и требует вернуть.

На встрече Коно, бывший тогда приоритетным кандидатом в руководители ЛДП, заявил, что по поводу северных территорий он намерен действовать в соответствии с достигнутой на встрече в Сингапуре в ноябре 2018 года договоренностью руководителей Японии и России, которая положила в основу переговоров о заключении мирного договора Советско-японскую декларацию 1956 года. Документ провозглашает передачу Японии островов Шикотан и Хабомаи после заключения мирного договора. На этой встрече, считает газета, Абэ переключился на курс возврата этих двух островов. Коно не пояснил, будет ли он добиваться возвращения только двух островов, но сказал, что «будет четко действовать, вернувшись к сингапурской договоренности Абэ и Путина».

Джеймс Браун, доцент Японского кампуса Университета Темпл, отмечает в статье, опубликованной в газете Nikkei Asia в разгар предвыборной кампании либерал-демократов, что сдержанное отношение Суги к России резко контрастировало с гиперактивностью его предшественника. По мнению эксперта, в то время как Абэ продемонстрировал готовность согласиться на возвращение только двух островов, Суга вернулся к традиционному японскому акценту на всех четырех, и у следующего премьер-министра будет выбор моделей для подражания.

Браун рекомендует выбрать «трезвый подход Суги». При этом он советует ужесточить политику Японии в территориальном споре с Россией, приняв следующие «руководящие принципы». Во-первых, сотрудничать с Россией, когда это выгодно само по себе, а не в качестве первоначального взноса за какое-то ожидаемое разрешение территориального спора. Во-вторых, требовать взаимности за все дипломатические уступки. И, в-третьих, не позволять России использовать переговоры о мирном договоре, чтобы вбить клин между Японией и ее западными союзниками. Правда, газета «Асахи симбун» критикует Сугу за то, что им не было сделано никаких шагов для возобновления переговоров с Россией по вопросу о спорных северных территориях.

В связи с вышеприведенными утверждениями «Хоккайдо симбун» и Брауна следует уточнить, что Абэ никогда в своих публичных высказываниях не заявлял, что отказывается от двух других наиболее крупных островов – Итурупа и Кунашира, а его «правая рука» и преемник Суга, сев в премьерское кресло, всего лишь расставил точки над i. Будет ли Кисида следовать сентябрьским тезисам доцента, еще предстоит увидеть. Но уже можно констатировать, что иллюзии по поводу намерения Абэ удовлетвориться двумя малыми из четырех спорных островов развеяны окончательно.

Тем временем российско-японский территориальный торг идет своим чередом. Так, по поводу «беспрецедентного» предложения Путина о создании на Южных Курилах свободной таможенной территории, где, по мнению съездившего туда премьер-министра Михаила Мишустина, Япония сможет создавать рабочие места, Токио, как и следовало ожидать, занял резко негативную позицию. Рупор ведущих деловых кругов Японии, газета «Нихон кэйдзай симбун», на этот счет опубликовала статью под заголовком «Россия жмется к Японии. Опасное зазывание Путина». В ней говорится, что предложение Путина, сделанное на прошедшем во Владивостоке Восточном экономическом форуме, неприемлемо для Японии, поскольку предусматривает деятельность бизнеса из третьих стран. В статье утверждается также, что, несмотря на продемонстрированное Путиным желание продвинуться по пути заключения мирного договора, он не намерен искать «взаимоприемлемое решение» территориальной проблемы – самой большой в отношениях между Японией и Россией.

А газета Japan Times поместила материал, в котором говорится, что министр иностранных дел Тосимицу Мотэги заявил российскому коллеге Сергею Лаврову на встрече на полях Генассамблеи ООН 23 сентября, что Токио не может принять предложение Москвы о создании на спорных островах специальной экономической зоны, свободной от тарифов. Мотэги повторил позицию о том, что Япония не поддерживает план, поскольку он будет включать применение российских законов к островам. Что касается совместных экономических проектов на островах, то они тоже должны осуществляться без ущемления правовой позиции Японии.

Судя по всему, жители обеих стран независимо от смены японских премьер-министров еще неопределенно долго будут наблюдать за перипетиями переговоров о заключении договора между Россией и Японией. В связи с этим следует отметить, что японские СМИ в освещении указанных переговоров непременно выносят на первое место их территориальный аспект. В то же время российская сторона, как правило, старается его микшировать. Вот и тот факт, что Мотэги заявил Лаврову о неприемлемости для Токио предложения Путина о создании свободной таможенной территории на Курилах, российская общественность узнала исключительно из японских источников. О причинах такой разницы в освещении Москвой и Токио ситуации вокруг территориальных претензий Японии к России на переговорах о мире приходится только гадать.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
1934
В Румынии добился успеха "местный Виктор Орбан"

В Румынии добился успеха "местный Виктор Орбан"

Данила Моисеев

Независимый кандидат с репутацией пророссийского политика вышел во второй тур президентских выборов

0
1625
"Обитель латиноамериканской демократии" полевела

"Обитель латиноамериканской демократии" полевела

Ирина Акимушкина

Новый президент Уругвая заинтересован в более тесных связях с Россией

0
1373
БРИКС предлагает свою версию энергетического перехода

БРИКС предлагает свою версию энергетического перехода

Дмитрий Гусев

Бакинская Конференции ООН по климату демонстрирует, что у идеологов псевдозеленого движения возникли сложности

0
1545

Другие новости