0
11508
Газета Дипкурьер Интернет-версия

28.11.2021 18:39:00

Франция не желает пускать вагнеровцев в Мали

Будут ли россияне сражаться с джихадистами в Западной Африке

Юрий Сигов

Об авторе: Юрий Игоревич Сигов – журналист-международник.

Тэги: западная африка, мали, чвк, вагнеровцы, антитеррор, ес, франция, протест


западная африка, мали, чвк, вагнеровцы, антитеррор, ес, франция, протест Проблем у Мали много, и их все еще решают силой оружия. Фото Reuters

Активно обсуждавшаяся тема якобы присутствия российской частной военной компании «Вагнер» в Африке в последние недели вновь попала на первые полосы западных СМИ. Напомню, что она участвовала в качестве частного подрядчика в боевых действиях в Сирии, Ливии, ее военные инструкторы находятся в Центрально-Африканской Республике и ряде других государств Черного континента. А с некоторых пор услугами «Вагнера» пожелали воспользоваться руководители временного военного правительства Мали.

Сообщается, что в сентябре представители «Вагнера» побывали в Бамако, а их переговоры с военным правительством Мали вышли уже на более высокий уровень при обсуждении вопросов двустороннего взаимодействия. Все это вызывает резко отрицательную реакцию со стороны прежде всего Франции (а Мали – ее бывшая колония), причем французский президент Эмманюэль Макрон неоднократно звонил своему российскому коллеге по этому поводу.

Также под давлением Франции Евросоюз решил приостановить предоставление финансовой помощи Бамако «за контакты с русскими». А французское руководство открыто предупредило Владимира Путина, что нахождение военных подразделений компании «Вагнер» в Мали рассматривается Парижем как акт «непреднамеренной агрессии» со стороны Москвы (это же было недавно подтверждено во время визита в Париж министров иностранных дел и обороны РФ).

Между тем отчаянное давление французов на новое правительство Мали пока ни к чему не приводит. Представителей «Вагнера» в Бамако принимали руководители военного руководства Мали, хотя окончательного соглашения между сторонами пока не достигнуто. Главное препятствие – стоимость услуг российской стороны, которая не устраивает нынешние власти Мали.

Согласно французским источникам, российская компания оценила свои услуги в 9,1 млн евро в месяц, или примерно 120 млн евро в год. Военные Мали считают эту цену явно завышенной, хотя упомянутые расценки аналогичны стоимости других подобных услуг частных военных структур. К примеру (опять-таки по данным французских источников), «Вагнер» получал от военного руководства группировок Халифы Хафтара в Ливии около 200 млн евро в год за свои услуги.

Военные Мали готовы платить российским подрядчикам, но добиваются скидки до 20% от указанной цены. При этом есть и еще один спорный вопрос в этой сделке: получение прав на добычу полезных ископаемых в Мали российской стороной. Компания «Вагнер», по данным представителей правительства Мали, ведущих переговоры, запросила три лицензии на добычу полезных ископаемых для того, чтобы за счет этого покрывать расходы на пребывание в стране.

Тем самым нахождение военных подразделений компании «Вагнер» (а это – от 2 до 3 тыс. человек) при таких условиях не будет финансово обременительно для малийского бюджета. При этом российская сторона ссылается на якобы «успешный опыт» своей деятельности в Центрально-Африканской Республике, где расчет ведется с тамошним правительством по этой схеме. Однако в Мали вся добыча полезных ископаемых осуществляется зарубежными компаниями, а лицензии правительство может выдавать «Вагнеру» только на неосвоенные территории, где нужно проводить геологические работы и нести немалые финансовые расходы на развитие.

Поэтому нахождение «Вагнера» в Мали финансово может быть не столь выгодным, как предполагалось ранее, хотя нанятые компанией российские геологи уже провели разведку территории на предмет нахождения там месторождений золота и магния. Возможны также варианты, при которых компания будет вести одновременно и разведывательную геологическую деятельность, и добычу полезных ископаемых на участках, которые она будет контролировать в Мали своими воинскими подразделениями.

Есть и еще одна немаловажная загвоздка, требующая разрешения. Сами военные Мали пока не определились, где и чем будут заниматься представители компании «Вагнер» на ее территории. Теоретически они должны быть направлены в те регионы, включая подвергающийся атакам джихадистов север, откуда в данный момент выводятся французские войска. Однако российские военные вряд ли станут полномасштабно воевать с налетающими из пустыни боевиками в том же формате, как это делали еще сравнительно недавно французы (причем кадровая армия, а не частная компания).

По словам временно исполняющего обязанности премьер-министра Мали Чогелья Кокаллы Майги, «наша страна рассматривает все варианты для решения внутренних проблем, включая использование иностранных фирм, с которыми мы заключаем соглашения о взаимодействии». На самом же деле боевики в Мали совершают дерзкие вылазки в населенные пункты не только на севере, но и находящиеся всего в 50 км от Бамако. Однако если разместить российские подразделения только в районах добычи полезных ископаемых, то местное население будет рассматривать их не как защитников от нападений джихадистов, а как иностранный оккупационный корпус.

Пока правительство Мали планирует разместить российских военных именно на севере страны, то есть на наиболее опасном участке территории с точки зрения угроз боевиков, что категорически не устраивает ни Францию, ни Соединенные Штаты. Они уверены, что расширение военного присутствия России по территории этой страны будет способствовать дестабилизации всей обстановки в Западной Африке. Это подтвердил во время своего недавнего визита в Сенегал госсекретарь США Энтони Блинкен.

Тем временем Европейский союз уже приостановил предоставление финансовой помощи Мали в размере 70 млн евро, а также кредитные линии правительства Мали были заблокированы французскими банками. Планирует Евросоюз на заседании 7 декабря обсудить пакет санкций и против компании «Вагнер», а также российского правительства. Замечу, что ежегодно Париж оказывал Мали помощь в размере 40 млн евро, но сейчас Евросоюз помимо финансового давления вводит санкции против некоторых малийских политиков, лоббирующих сотрудничество с «Вагнером».

Также под давлением Франции страны Экономического союза западноафриканских государств ввели санкции против членов правительства Мали. Париж уговорил своих африканских союзников «публично наказать руководителей страны, которая не желает взаимодействовать с партнерами в демократических рамках», и выбирает для себя варианты, «неприемлемые как для Франции, так и ближайших соседей Мали в регионе». И это не говоря уже о мощнейшей медийной кампании, которая продолжается более года под французским началом по дискредитации роли России в Африке как на самом континенте, так и в рамках международных организаций.

Не случайно, что в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке уже не раз выносились на обсуждения проекты резолюций с осуждением якобы «жестокости» персонала «Вагнера» на территории ЦАР, совершения им нарушений прав человека и актов насилия против местного населения. Те же доводы французская сторона приводит на переговорах с военными Мали относительно их сотрудничества с российскими военными. «Вы хотите, чтобы русские в вашей стране вели себя так, как они ведут себя в ЦАР? Подумайте о последствиях» – об этом говорят французские дипломаты и политики как в беседах с малийскими официальными лицами, так и при обсуждении этого вопроса на международном уровне.

Чем закончится вся эта «игра вокруг Мали» между Россией и коллективным Западом, предсказать сложно, потому как ситуация в этой стране остается крайне нестабильной, и, как и в целом ряде других африканских государств, где военные недавно свергли гражданские правительства (Гвинея, Чад, Судан), все может развиваться по непредсказуемому сценарию. Но вне зависимости от этого хотелось бы обратить внимание на три очень важных момента, которые касаются как конкретно возможного пребывания представителей «Вагнера» в Африке, так и российского присутствия на этом континенте в целом.

Прежде всего при всех громогласных заявлениях о якобы «возвращении России в Африку» на самом деле предложить странам этого континента (не на бумаге, а в реальном исполнении) Москва может только две вещи – обучение за счет своих государственных стипендий и военное сотрудничество. О каком-то долгосрочном, реально выгодном проникновении российского бизнеса в Африку можно лишь мечтать да рассуждать на представительных форумах. Для подобного у России нет ни средств, ни персонала, да и не приоритетно это. Свою бы территорию освоить, нежели переселять для «освоения Африки» по примеру Китая туда по 200–300 тыс. человек.

Что же касается военного сотрудничества в любой форме с любым государством, то только явный дилетант может говорить о каком-то «частном» бизнесе. Он просто невозможен без теснейшего взаимодействия с государством, и именно так военные связи функционируют что в России, что в США, что во Франции с Китаем.

С другой стороны, а какая выгода от этого взаимодействия с Африкой рядовым российским гражданам, кроме трудоустройства здоровых, активных и, по сути дела, безработных молодых мужчин, которые будут за тридевять земель от родины сражаться и рисковать своими жизнями? Вне зависимости от того, получит ли некая частная российская компания лицензии на добычу золота в Мали или ЦАР или они достанутся кому-то другому. Вот этот вопрос куда важнее, чем будущее Африки и с виду других «дружественных» России континентов и государств… 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
1214
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
1873
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
1541
В России будет расширена сеть университетских кампусов

В России будет расширена сеть университетских кампусов

Ольга Соловьева

Правительство планирует привлекать молодежь в научные кластеры

0
1413

Другие новости