0
9356
Газета Дипкурьер Интернет-версия

16.01.2022 17:46:00

Что может предложить Москва Латинской Америке

Политические контакты следует наполнить экономическим содержанием

Ирина Акимушкина

Об авторе: Ирина Ивановна Акимушкина – доцент кафедры американских исследований РГГУ, кандидат исторических наук.

Тэги: россия, политика, мид, лавров, сотрудничество, латинская америка


1-10-1480.jpg
В ноябре Сергей Лавров принимал нового
главу МИД Венесуэлы Феликса Пласенсию.
Фото со страницы МИД РФ в Flickr
Прошедший год, несмотря на ковидные помехи, был отмечен значительной активизацией отношений России со странами Латинской Америки. В Москве побывали министры иностранных дел целого ряда стран континента, да и на сессии ГА ООН в Нью-Йорке со своими латиноамериканскими коллегами в двустороннем формате встречался глава российского МИДа Сергей Лавров. Добавим к этому, что первые лица этих государств неоднократно поддерживали различные внешнеполитические инициативы Москвы, чего ей не удается добиться даже в отношениях с ближайшими соседями на постсоветском пространстве.

Более того, именно в Латинской Америке у России сегодня самые надежные и верные политические союзники (Куба, Никарагуа, Венесуэла, с недавних пор после смены власти в Ла-Пасе – Боливия). Ни одна страна континента не вводила и не собирается вводить никаких санкций против РФ (неважно, за что: те, кто расположен севернее реки Рио-Гранде всегда находят для этого причины), как и нет там даже намеков на русофобство и провоцируемые государственными органами антироссийские выпады.

При этом целый ряд латиноамериканских стран, не являясь в своем внешнеполитическом поведении «пророссийскими» (Аргентина, Перу, Чили, Парагвай, Уругвай, Бразилия), подчеркнуто лояльно относятся к развитию разносторонних связей с Москвой, в том числе и при участии первых лиц этих государств.

А с учетом того, что на традиционных для российского руководства направлениях «дружбы и сотрудничества» с США и Евросоюзом, судя по всему, надолго перекрыт даже минимальный «дипломатический кислород», то, казалось бы, сам ход исторических событий должен хотя бы частично переориентировать российскую внешнюю политику на более тесное взаимодействие с латиноамериканскими государствами.

Между тем активизация контактов на политическом уровне для полноценного успеха в развитии сотрудничества непременно должна быть наполнена экономическим и торговым содержанием, тесным взаимодействием в сфере образования, научно-техническими связями. А вот со всем этим у России на латиноамериканском направлении по-прежнему существенные проблемы. И для их решения одних визитов министров и переговоров на полях различных международных форумов, как показывает практика, явно недостаточно.

Что же может сегодня предложить Россия Латинской Америке, кроме сооружения на российские бюджетные средства бюстов Гагарина и Пушкина, чтобы та не просто от предложений не отказалась, но и была в них гарантированно заинтересована?

Начнем с большой политики, потому как именно она потенциально должна дать существенный толчок развитию самого широкого торгово-экономического сотрудничества, независимо от значительных расстояний, отделяющих центральную часть РФ от Западного полушария (к российскому Дальнему Востоку как раз латиноамериканские государства намного ближе во всех отношениях расположены).

Прежде всего надо как можно теснее по всем направлениям укреплять взаимодействие с уже устоявшимися политическими союзниками России на континенте (Венесуэла, Куба, Никарагуа, вновь Боливия), а также с влиятельными странами, имеющими традиционно с Москвой дружеские отношения (Мексика, Аргентина, Бразилия). Это не просто континентальные гиганты, а страны, у которых в отношении России нет никаких фобий, комплексов, заведомо негативного настроя. Плюс сами их руководители (что нынешние, что потенциально следующие) всячески желают укреплять связи с Москвой, уравновешивая тем самым свою растущую зависимость как от Китая, так и от давления по всем направлениям со стороны «старшего соседа – хозяина с севера».

Оптимальные возможности для усиления российских позиций на континенте существуют и в странах, где недавно к власти пришли лидеры, разделяющие основные положения левой повестки во внешней политике (Перу, Чили). Да и не исключен вариант, при котором в мае президентом станет аналогично настроенный кандидат в Колумбии.

Новые горизонты для российских интересов открываются в Центральной Америке, где в Гондурасе к власти пришла президент, поддерживаемая левыми силами. И в соседнем Сальвадоре отношения тамошнего президента-реформатора с США довольно существенно испортились. И он в принципе вполне все для того же уравновешивания позиций ведущих мировых игроков у себя в стране может расширить связи как с Россией, так и с Китаем. Здесь, правда, есть чисто организационная проблема, поскольку у РФ нет ни в одной, ни в другой стране своих посольств. Но при желании вопросы эти решаемы и не потребуют каких-то существенных финансовых расходов.

Говоря о политическом сотрудничестве со странами региона, вполне можно было бы провести в РФ в течение нынешнего или следующего года встречу на высшем уровне Россия – Латинская Америка с приглашением первых лиц этих государств. Где они, кстати, смогут и между собой, и с первыми лицами РФ напрямую пообщаться и на месте сориентироваться в тех возможностях, которые открывает им взаимовыгодное сотрудничество как с российской центральной властью, так и с регионами.

Традиционно тесные политические отношения способствуют и развитию военного сотрудничества. Сегодня оно у России в активном формате осуществляется только с тройкой тесных союзников. Но приличные возможности существуют как минимум еще в пяти-шести странах континента – как для поставок российской военной техники различного назначения, так и для обучения обращения с ней кадров в военных заведениях РФ. Опять-таки к подобному сотрудничеству со стороны латиноамериканских государств есть интерес, и его нужно просто намного активнее, чем сегодня, российской стороне подпитывать.

Непаханое поле для взаимовыгодного сотрудничества – сфера образования. По крайней мере по прикладным специальностям подготовка в российских вузах по-прежнему одна из самых качественных и недорогих по оплате в мире. Причем речь идет не только о странах, где уровень образования традиционно высок (Чили, Аргентина, Мексика), но и тех, где полученные в России специальности могут помочь молодым людям найти у себя на родине приличную и хорошо оплачиваемую работу.

Важным аспектом в укреплении взаимовыгодного сотрудничества с Латинской Америкой должна стать гораздо более широкая и разнообразная торговля. Ссылки на то, что от Москвы до Буэнос-Айреса очень уж далеко, а мексиканская текила, доставленная в рестораны Москвы и Санкт-Петербурга, становится поистине «золотой», не выдерживают никакой критики. К примеру, те же государства Латинской Америки, имеющие выход на Тихий океан, могут самым активным образом – и к взаимной выгоде – торговать и сотрудничать с российским Дальним Востоком и через него – с сибирскими регионами.

Касается это прежде всего поставок экзотических фруктов и овощей, различных тропических деликатесов, того же кофе. К примеру, мало кто знает, что как минимум половина банок кофе, продающихся в Москве как якобы произведенные в Италии, на самом деле внутри содержат кофе из Сальвадора и Гватемалы. Просто шустрые итальянцы закупают его в Центральной Америке, фасуют в свою тару, клеят красивые этикетки – и как свою уже продукцию реализуют в России.

Отдельного разговора заслуживают попытки России расширить связи со странами Латинской Америки с помощью поставок антиковидных вакцин. Дело в том, что свои аналогичные варианты вакцин на континенте проталкивают с самого начала вирусной эпопеи США, Европа, Китай, а с недавних пор – Куба и Бразилия. И в этой связи было бы ошибкой думать, будто поставки именно российской вакцины каким-то образом поспособствуют укреплению на континенте позиций Москвы. Совершенно очевидно, что дело здесь не в медицине, а в чистой воды политике. И связывать ее именно с вакцинным сотрудничеством долгоиграющих дивидендов гарантированно России в Латинской Америке не принесет.

В целом же при наличии острейших и скорее всего постоянных проблем в отношениях с США, ведущими англосаксонскими странами и Евросоюзом России следует активнее разворачиваться не только в сторону Китая, Индии и «большой Азии» в целом, но и Латинской Америки. И чем предметнее и оперативнее этот поворот произойдет, тем больше у Москвы появится вариантов проведения выигрышной для себя политики и на других направлениях. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
1707
Ордер на арест Нетаньяху расколол G7

Ордер на арест Нетаньяху расколол G7

Геннадий Петров

Западные страны не знают, что делать с решением Международного уголовного суда

0
1591
"Обитель латиноамериканской демократии" полевела

"Обитель латиноамериканской демократии" полевела

Ирина Акимушкина

Новый президент Уругвая заинтересован в более тесных связях с Россией

0
1214
БРИКС предлагает свою версию энергетического перехода

БРИКС предлагает свою версию энергетического перехода

Дмитрий Гусев

Бакинская Конференции ООН по климату демонстрирует, что у идеологов псевдозеленого движения возникли сложности

0
1441

Другие новости