0
29457
Газета Дипкурьер Интернет-версия

26.02.2023 19:23:00

О газе и положении русских в Туркменистане

К годовщине соглашения о торговле голубым топливом

Кумуш Байриева

Об авторе: Сердар Айтаков – эксперт по Центральной Азии; Кумуш Байриева – политолог (Ашхабад).

Тэги: туркменистан, рф, сделка, газ, люди, русофобия


туркменистан, рф, сделка, газ, люди, русофобия Туркмения пытается расширить географию продажи своего газа. Фото с сайта www.turkmenistan.gov.tm

В эти дни исполняется 20 лет сделке «газ–люди» между Туркменистаном и Россией. Хотя подписаны документы сделки были в апреле 2003 года, процесс ее подготовки начался раньше, с серии визитов руководства «Газпрома» в Туркменистан на переговоры с первым президентом Сапармуратом Ниязовым.

Как впоследствии заметил президент Владимир Путин, обращаясь к Ниязову перед процедурой подписания документов: «…знаю, что вы практически руководили переговорами». Цель российской стороны на переговорах емко выразил заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Рязанов: «Газпрому» интересно поставлять туркменский газ на экспорт, это выгоднее, чем экспортировать российский…»

Была и еще одна цель скупки всего свободного туркменского газа – сделать невозможным реализацию альтернативного проекта Nabucco, планировавшегося для поставок, в том числе и туркменского газа – в Европу, минуя Россию.

В итоге было подписано рамочное соглашение, согласно которому «Газпром» получал право на выкуп всего свободного туркменского газа на протяжении 25 лет. Но этому газовому соглашению не суждено было проработать длительное время, «Газпром» покупал ничтожные от реально возможных объемы газа, долгое время не покупая у Туркменистана вообще ничего. Да и все последующие президенты Туркменистана до последнего времени не оставляют попыток прорваться со своим газом в Европу.

Вторым документом в рамках пакетной сделки «газ–люди» стал Протокол о прекращении действия межправительственного Соглашения «Об урегулировании вопросов двойного гражданства» от 23 декабря 1993 года. Соглашение являлось близким к идеальному способом смягчить для рядовых граждан последствия распада Советского Союза, обеспечив максимально из возможной безболезненную адаптацию к новым реалиям.

Статья 1 Соглашения гласила: «Каждая из Сторон признает за своими гражданами право приобрести, не утрачивая ее гражданства, гражданство другой Стороны». После подписания Протокола Владимир Путин произнес знаменитую фразу: «Кто хотел, тот уехал». Однако Соглашение преследовало совершенно иную цель, нежели возможность банальной эвакуации тех, кто решил покинуть Туркменистан и вернуться в Россию.

Справедливости ради стоит отметить, что через два года во время «Прямой линии» президент Путин признал неправоту и извинился за свои слова: «Я… в 2003 году сказал, что все те, кто хотел уехать из стран СНГ и вернуться в Россию, те уже это сделали… Приношу вам свои извинения. Наверное, это действительно не так. Если я так сказал – я уже точно не помню, как я сформулировал ответ, – то я был не прав».

Тем временем председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и Дмитрий Медведев, курировавший от администрации президента (АП) «Газпром», продолжали с упорством утверждать, что оба этих документа не имеют «пакетного характера», хотя подписаны они были с интервалом в две минуты, а переговорами о них руководил Ниязов…

Но что же рассчитывал получить Ниязов? А Ниязов вел свою «газовую» игру одновременно с Россией, Китаем, Европой и США, последние после вторжения в Афганистан всячески начали поддерживать идею газопровода TAPI (Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия).

Более того, в это самое время в Туркменистане шли массовые репрессии, связанные с несколькими громкими уголовными делами, в первую очередь с попыткой покушения на президента Ниязова. И, конечно, он просто мечтал избавиться от сильно тяготившего его института «двойного гражданства» с Россией и как от возможного повода вмешательства в его внутренние дела, и как от досадной помехи в его планах государственного этностроительства.

Получив подпись Путина под Протоколом, он быстро прогнал через послушный парламент его ратификацию и выпустил указ, предписывающий всем обладателям «двойного гражданства» в двухмесячный срок определиться с выбором одного из двух, а в Конституции Туркменистана появилось дополнение к статье о гражданстве: «Туркменистан не признает за своими гражданами гражданство других стран».

Сделано это было нарочито с вызовом. Ниязов понимал, что действие Протокола возможно только после ратификации его обоими парламентами и, что уже противоречило всем нормам права, его указ имел обратную силу – все «двойные граждане» получили оба гражданства абсолютно на законных основаниях, причем закон этот (Соглашение 1993 года) подписывал сам Ниязов.

В свою очередь, под давлением общественности – правозащитников, журналистов, части депутатов – Госдума отложила ратификацию Протокола о прекращении действия Соглашения. И проблема превратилась в головную боль дипломатов.

Наиболее креативные из последних предлагали просто ввести «упрощенные визы» в Россию для граждан России, ведь формально, юридически эта категория граждан не могла ни при каких условиях быть лишена гражданства России, а таковых в Туркменистане на тот момент насчитывалось более 100 тыс.

Споткнувшись об эти формальности, Ниязов начал раз за разом накручивать в туркменском обществе градус русофобии, в 2004 году в Ашхабаде снесен Русский драматический театр им. Пушкина (см. «НГ» от 13.11.22), людей с «двойным гражданством» начали массово изгонять с государственной службы, несмотря на их национальность или владение туркменским языком, начался массовый сбор информации о наличии российского гражданства, даже родителей учеников школ и воспитанников детских садов обязали принести копии соответствующих документов. И только благодаря мудрости туркменского народа, писали об этом не один раз, эти потуги власти не превратились в нечто, много более трагическое.

И далее каждый раз, когда в газовых отношениях между «хозяйствующими субъектами» России и Туркменистана возникали сложности, туркменские власти прибегали к простому шантажу – целенаправленно устраивали проблемы обладателям «двойного гражданства».

Будь то взрыв на экспортном трубопроводе и остановка поставок в Россию, отказ России от инвестиций в сомнительные, с ее точки зрения, газовые проекты Туркменистана, отказ от идеи строительства дополнительной трубы в Россию, с небольшим временным лагом вызывали очередную волну давления на обладателей «двойного гражданства». Выражалось это в первую очередь в отказе им или их детям в получении паспортов Туркменистана, в понуждении отказаться от российского гражданства или уехать из страны. Тем самым это побуждало российские власти к более внимательному отношению к «газовым» интересам туркменской стороны.

Соглашение 2019 года (см. «НГ» от 07.07.19) об увеличении закупок туркменского газа «Газпромом» совершенно «случайным» образом совпало с разрешением туркменских властей на получение туркменских заграничных паспортов теми, кто получил гражданство России после 2003 года, тогда Россия продолжила выдачу гражданства РФ, считая Соглашение 1993 года действующим, так как Протокол о его прекращении не вступил в силу.

Но и на этом туркменские хитрости, припасенные впрок, не заканчиваются. Например, ряд преподавателей Туркмено-российской школы им. Пушкина, спонсором которой является «Газпром», поражены в правах туркменскими властями, им запрещен выезд из страны, в том числе обладателям российского гражданства, даже для повышения квалификации в России.

Но особенно граждан России в Туркменистане удивило следующее: не так давно посольство России объявило в своем Telegram-канале о необходимости постановки печати (штампа) о наличии гражданства России в заграничный паспорт России. 


Читайте также


Партийная система продолжает терять сторонников

Партийная система продолжает терять сторонников

Иван Родин

Традиционный расклад политических сил не удовлетворяет ни власть, ни граждан

0
1728
Российско-китайский договор – царское дело

Российско-китайский договор – царское дело

Владимир Скосырев

Секретный союз об обороне был заключен в Москве в 1896 году

0
1181
Переворот в Абхазии: власти не разрешили продавать землю

Переворот в Абхазии: власти не разрешили продавать землю

Игорь Селезнёв

Партнерство должно быть взаимовыгодным и равноправным, считают в Сухуме

0
3810
Кишинев смягчает подходы в диалоге с Тирасполем

Кишинев смягчает подходы в диалоге с Тирасполем

Андрей Сафонов

Молдова вынуждена вновь договариваться с Россией о поставках газа

0
1141

Другие новости