0
39019
Газета Дипкурьер Интернет-версия

28.05.2023 16:44:00

Президентская власть в Латинской Америке подсудна

Главам государств все чаще приходится отвечать перед избирателями и парламентариями

Ирина Акимушкина

Об авторе: Ирина Ивановна Акимушкина – доцент кафедры американских исследований РГГУ, кандидат исторических наук.

Тэги: латинская америка, выборная демократия, президент, эквадор, гватемала, аргентина, коррупция


латинская америка, выборная демократия, президент, эквадор, гватемала, аргентина, коррупция Президент Эквадора Гильермо Лассо распустил парламент в ответ на рассмотрение вопроса о его импичменте. Фото Reuters

Латинская Америка сравнительно недавно стала своего рода оплотом выборной демократии, когда не в результате военных переворотов, а путем выражения своей поддержки со стороны рядовых избирателей власть в этих странах стала меняться регулярно. А выборы отныне проводятся публично, с прозрачным подсчетом голосов и признанием проигравшей стороны своего поражения в цивилизованной демократической форме.

Там же, где по каким-то причинам результаты выборов не нравятся, к примеру, Соединенным Штатам или единой Европе, правителя провинившейся страны и ее граждан облагают различными санкциями, ограничениями, формируют некие параллельные структуры в виде «настоящих руководителей» (с этим хорошо знакомы, к примеру, Венесуэла и Никарагуа) и в конечном итоге создают этим государствам максимальные проблемы их легитимным, избранным народом руководителям.

Укоренилась на континенте и бюрократическая логика самого выборного процесса: избираемый президент даже при наличии двух сроков возможного нахождения у власти не просто подотчетен прежде всего парламенту, но и может быть, по сути дела, в любой момент отстранен от своей должности. Причин тому существует множество, и что показательно – все чаще именно объявление несостоятельности руководителя государства, избранного сравнительно недавно большинством граждан, становится чуть ли не обыденным явлением.

Также любопытно, что главным мотивом возможного отстранения от власти в странах Латинской Америки является набившая оскомину коррупция, разбазаривание государственных средств и заключение сомнительных сделок с иностранными и национальными компаниями в пользу либо самого первого лица государства, либо его ближайших родственников.

Примером подобной тенденции стало недавнее решение Национальной Ассамблеи Эквадора, которая осуществляла процесс отстранения от власти президента страны Гильермо Лассо по обвинению в коррупции. А чуть раньше, в конце прошлого года, точно так же – и за подобные действия – в соседнем с Эквадором Перу отстранили от президентской должности находившегося в тот момент чуть больше года у власти Педро Кастильо.

В чем же обвиняется нынешний президент Эквадора? В разбазаривании государственных средств, выдаче контрактов на добычу нефти приближенным к нему компаниям и личном обогащении за счет государственной казны. Показательно, что еще в июне прошлого года депутаты хотели его отстранить от власти, но тогда они не смогли набрать для этого нужного числа голосов. Также важно отметить, что у Лассо изначально было мало сторонников в парламенте, и вопрос о его снятии с должности волновал изначально депутатов больше, чем любой другой.

Поскольку следующие президентские выборы в Эквадоре состоятся только в 2025 году (о возможности Лассо переизбраться на второй срок уже никто не вспоминает), депутаты Национальной ассамблеи потребовали, чтобы президент немедленно подал в отставку как человек, не справляющийся со своими обязанностями главы государства. А уже после этого его можно будет и отдать под суд.

Был ли в этой ситуации у Лассо какой-то вариант избежать скамьи подсудимых? Наилучшим для него было распустить парламент и объявить в стране новые выборы в ближайшие шесть месяцев. Что он и сделал. То же самое, кстати, хотел в конце прошлого года сделать в Перу в борьбе с депутатами президент Кастильо, но там ему не дали это совершить и сами законодатели, и военные. Теперь парламент Эквадора будет распущен, а Лассо сможет править страной президентскими декретами до следующих всеобщих выборов.

Правда, если его от власти все-таки отстранят (а протесты тех же индейцев кечуа – дело для Эквадора далеко не шуточное), то в течение двух следующих лет страной будет править вице-президент Альфредо Борреро. У него, правда, нет никакого политического опыта, но зато он много чего смыслит в медицине и считает свою нынешнюю зарплату (5 тыс. долл. в месяц) «недостаточной для человека, который занимает столь ответственный пост в государстве».

Надо также учесть, что в подобных случаях отстранять президента от власти боятся и многие депутаты от оппозиционных сил, потому что после снятия с должности главы государства они потеряют теплые места в парламенте. И далеко не факт, что потом вновь смогут избраться. Поэтому уже сейчас они начали с Лассо и его командой подковерный торг с тем, чтобы и вроде как принципиальность в борьбе с коррупцией главы государства проявить, и свои депутатские привилегии по максимуму сохранить.

Во всей этой эквадорской истории стоит учесть как присущие именно этой стране коррупционные сюжеты с обвинением первых лиц государства (а против двух предыдущих президентов Эквадора открыты уголовные дела, касающиеся коррупции, в том числе и против человека со звучной фамилией Ленин, который на президентском посту, как оказалось, брал явно не по чину и теперь должен будет предстать перед судом), так и весьма распространенные негативные последствия нахождения у власти лидеров, склонных рассматривать свою должность исключительно как источник личного и семейного обогащения.

Так, в Гватемале теперь уже бывший президент страны Отто Перес Молина и вице-президент Роксана Бальдетти были отстранены от власти и осуждены на 16 лет каждый с уплатой штрафа размером в 1 млн долл. за коррупцию. Важно, что оба имели под рукой так называемый административный ресурс, но армия и депутаты парламента не позволили им этим воспользоваться. И в результате высшие должностные лица страны оказались за решеткой.

Также под арестом находится бывший президент Перу Кастильо (а всего четверо из пяти последних президентов этой страны либо находятся в заключении, либо под следствием). Он был обвинен в получении взяток (брали их его родственники, а не он лично) за продвижение по службе офицеров ранга генерал-полковник, плюс за предоставление контрактов близким к его супруге компаниям на разработку полезных ископаемых.

Похожие обвинения выдвинуты и против Кристины Киршнер, бывшего президента Аргентины. Сейчас она занимает пост вице-президента страны и не может быть посажена в тюрьму (кстати, ее сын Масимо – депутат аргентинского парламента), но она находится под расследованием и так называемым «отложенным следствием». Это означает, что как только она по какой-то причине потеряет иммунитет находящегося во власти высшего должностного лица, то может быть осуждена (на срок до 12 лет) за коррупцию и раздачу контрактов приближенным к ней и ее бывшему мужу – тоже президенту Аргентины – компаниям.

Ничуть не лучше ситуация в соседней с Аргентиной Бразилии. Там ее нынешний президент Луис Инасиу Лула да Силва отсидел полтора года в тюрьме из девяти, которые ему присудили за отмывание средств из государственной казны и получение взяток в виде объектов недвижимости и денежных сумм от бразильской компании Оdebrecht. В какой-то степени ему повезло, что правящие в стране финансовые и промышленные круги решили избавиться от бывшего президента Жаира Болсонару и не позволить ему переизбраться на второй срок. А Лула подходил для этого как кандидат, имевший наилучшие шансы вернуться во власть.

Можно привести и аналогичные примеры Панамы (сразу два бывших президента скрываются сейчас в США, а их выдачи по обвинению в коррупции требует нынешнее панамское правительство), Парагвая (там экс-президент Орасио Картес находится под уголовным расследованием и обвинениям в торговле наркотиками со стороны США) и целого ряда других стран континента. Что это – некий особый феномен для Латинской Америки? Или уже привычное для нее явление, на которое не стоит обращать особого внимания?

Думается, здесь стоит выделить две взаимодополняющие и характерные все же именно для Латинской Америки тенденции. Первая – это стремление к власти всех без исключения политических лидеров (что пожилых, что молодых) по большей части для удовлетворения как своих личных амбиций, так и для того, чтобы воспользоваться всеми теми благами и привилегиями, которые предоставляет им власть. В Латинской Америке считается «правильным поведением» во время нахождения на высоком государственном посту по максимуму обогащаться. А если делать это с использованием различных «схем прикрытия», то и при деньгах останешься, уйдя из власти, и не сядешь на скамью подсудимых.

А вот весьма демократичный способ контроля над высшим должностным лицом в государстве стоило бы отметить. Именно в Латинской Америке очень четко ставятся на жесткий «подотчет» и президенты стран, и руководители рангом пониже. Частично эту работу выполняет парламент (в зависимости от партийного расклада сил там с поддержкой или осуждением действующего руководителя государства), частично – так называемая «улица», народные протесты и недовольство происходящим в стране широких народных масс.

В любом случае каковы бы ни были возможности избранного президента любой латиноамериканской страны, он четко знает, что находится под общественным и политическим присмотром как со стороны сил оппозиции, так и самого народа. И если слишком уж зарывается в стремлении обогатиться на занимаемой президентской должности, его в любой момент могут отправить на скамью подсудимых представители его собственного народа. Как бы они к нему не относились на предыдущих выборах, и как бы он не убеждал их в своей якобы неподкупности и честности.



Читайте также


Мэр Варшавы попробует стать президентом Польши со второй попытки

Мэр Варшавы попробует стать президентом Польши со второй попытки

Данила Моисеев

Геннадий Петров

Определились кандидаты на пост главы государства от двух главных политических сил

0
1316
Переворот в Абхазии: власти не разрешили продавать землю

Переворот в Абхазии: власти не разрешили продавать землю

Игорь Селезнёв

Партнерство должно быть взаимовыгодным и равноправным, считают в Сухуме

0
3259
Президенту докладывают об успехах по автоматизации ручного управления...

Президенту докладывают об успехах по автоматизации ручного управления...

Иван Родин

Судебная система пытается реагировать на дефицит кадров

0
1279
Абхазия лишилась президента

Абхазия лишилась президента

Игорь Селезнёв

Отставку главы государства поддержало большинство депутатов

0
3908

Другие новости