Страны Евразии ищут дополнительные варианты обеспечения национальных интересов. Фото Reuters
В 2024 году продолжился процесс переформатирования евразийского пространства. Расширение взаимодействия евразийских государств ускорилось в последние 10 лет, когда стали обостряться отношения с Западом. Большое влияние на процессы в Евразии оказывали геополитические события и новые тенденции в мировой экономике. Однако после февраля 2022 года, когда Россия начала проведение специальной военной операции (СВО), евразийские государства активизировали поиск новых форматов сотрудничества в политической и экономической областях. Усилилось внимание к инфраструктурным проектам, которые в перспективе должны были усилить экономический потенциал евразийских государств и снизить их зависимость от внешних сил.
Наибольшее влияние на процессы, происходящие в Евразии, оказывают Россия, Китай, Индия и Монголия. В сложившихся геополитических условиях они рассматривают различные варианты возможного укрепления своих позиций, чтобы снизить влияние Запада. По этой причине расширение сотрудничества с Россией для многих государств определяется экономическими задачами. Расширение стратегического партнерства в рамках евразийского пространства позволит обеспечить свои национальные интересы в долгосрочной перспективе.
Трансформация характера отношений между евразийскими странами началась в первом десятилетии XXI века и получила закрепление в последующих документах как на двустороннем уровне, так и в многосторонних форматах. Основу сотрудничества составили торгово-экономическое взаимодействие и инфраструктурные проекты в транспортной сфере. Например, Россия, Монголия и Китай намерены создать экономический коридор, который даст импульс развитию трехсторонней торговли. Его продвижению должны способствовать льготные пошлины в отношении товаров и расширение взаиморасчетов в национальных валютах. Подобные планы обсуждались в ноябре 2024 года на встрече премьер-министров трех стран. Реализация проекта должна снизить роль внешнего фактора и в перспективе создать новый экономический каркас на евразийском пространстве.
В данном проекте наибольшее влияние оказывают Россия и Китай, которые в последние годы сделали рывок в двусторонних отношениях. Увеличение российско-китайского торгово-экономического оборота до 240 млрд долл. по итогам 2023 года усилило у Пекина и Москвы заинтересованность к подобным инфраструктурным проектам, которые могут открыть дополнительные возможности.
Китайская сторона поддерживает курс на расширение взаимодействия с Россией в разных областях. Китай стремится развивать различные направления экспорта товаров на европейский рынок. Эта задача обрела новое звучание на фоне введения ограничений со стороны ЕС и США в отношении китайских товаров. В целом китайская политика направлена на создание глобальной инфраструктуры, которая обеспечит сохранение экономического роста внутри страны. Для России проект коридора интересен созданием надежного маршрута поставок товаров, попадающих под санкции Запада, а также для экспорта углеводородного сырья. Так, в 2023 году «Газпром» увеличил поставки газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» в 1,5 раза, до 22,7 млрд куб. м. Создание трехстороннего коридора предполагает реализацию проекта газопровода «Союз Восток». Его мощность должна достичь 50 млрд куб. м. Газопровод должен стать продолжением «Силы Сибири – 2» и проходить по территории Монголии. В Улан-Баторе также заинтересованы в развитии транспортной инфраструктуры, которая будет проходить по ее территории. В сентябре 2024 года были утверждены планы по увеличению грузоперевозок через территорию страны. Пока уровень развития железнодорожной инфраструктуры невысок, прежде всего в силу экономического развития страны. В этой связи улучшение инфраструктуры является ключевой задачей в развитии коридора Россия–Монголия–Китай.
Индия расширяет сотрудничество с евразийскими государствами на двустороннем уровне и в рамках многосторонних механизмов сотрудничества. В последние годы отношения России и Индии значительно укрепились, что подтверждает положительная динамика двустороннего торгово-экономического взаимодействия. В 2023 году товарооборот между странами составил 65 млрд долл. Индия стала одним из ключевых партнеров России, позволяя осуществлять поставки широкого спектра продукции. В свою очередь, Индия также извлекает значительные экономические выгоды, закупая российские углеводороды и обеспечивая поставки технологической продукции. Несмотря на давление Запада, Дели последовательно развивает сотрудничество с Москвой.
Перспективы развития коридора Россия–Монголия–Китай во многом будут зависеть от конкуренции между Китаем и США, которые выдвигают собственные инфраструктурные проекты и оказывают давление на евразийские государства. Американский фактор сказывается на политике Монголии, с которой США формируют механизм всеобъемлющего стратегического диалога.
В целом за Монголию происходит геополитическая конкуренция. В сентябре текущего года в ходе визита российского президента в Монголию были подписаны документы, направленные на дальнейшее развитие сотрудничества в области минеральных ресурсов и энергетики, окружающей среды и климата. Однако экономические отношения России и Монголии значительно уступают китайско-монгольскому сотрудничеству. Соответственно помимо российского фактора политические отношения США с Монголией будут конкурировать с зависимостью Улан-Батора от Китая, в который направляется основная часть монгольского экспорта. Данная ситуация усиливает позиции Китая, повышая его геополитическое влияние в реализации трехстороннего проекта.
Разворачивающийся в Евразии процесс сближения интересов отдельных стран и консолидация их усилий в противодействии политике Запада соответствует инициативе российского президента о формировании Большого Евразийского партнерства (БЕП). Предложение Владимира Путина, выдвинутое в 2015 году, направлено на создание широкой интеграционной инициативы, в основе которой должно находиться создание справедливого полицентричного миропорядка. Задача преобразования Евразии нашла отражение в Концепции внешней политики России 2023 года.
Расширение взаимодействия России, Китая, Индии и других евразийских стран происходит постепенно, и в его основе находятся вопросы экономики и реализация инфраструктурных проектов. По мере обострения отношений с Западом потребность в их реализации и расширении экономического взаимодействия возросла. Коридор Россия–Монголия–Китай, а также активное развитие отношений с Индией в рамках многосторонних организаций и форумов создают условия для формирования нового каркаса экономических отношений в Евразии. Несмотря на недостаток финансирования и неразвитость инфраструктуры, евразийские страны демонстрируют стремление к созданию нового формата отношений. Стимулом к этому являются новые возможности для сотрудничества, а также использование взаимовыгодных преимуществ.