0
1458
Газета Культура Интернет-версия

08.09.1999 00:00:00

Музыка философии


- У НАС есть повод и возможность поговорить о Марии Вениаминовне Юдиной. Все укладывается в два слова: пианистка, профессор. Пианистка, естественно, великая, иначе столетие со дня ее рождения не отмечалось бы музыкальной общественностью во всем мире. Но у нее нет той славы, которая сопровождала множество других великих исполнителей. Вернее, она есть, но особого рода. Уникально даже ее профессиональное положение: пианист должен концертировать, а в СССР для этого надо было числиться в госфилармонии. А Мария Вениаминовна в ней не числилась. У нее не было, в общем-то, естественного концертного плана. Зато она ревностно относилась к своим профессорским, наставническим обязанностям. С вашей точки зрения профессионального пианиста и по духу, скажем так, внучатого ученика Марии Вениаминовны, как вы оцените специфику пианизма Юдиной?

- Она не только пианистка и не столько пианистка. Ее уникальность в том, что она вдохновлялась не пианистическими мотивами (разучивание, аппликатура, педали, технические барьеры, звуковые балансы и прочее). Для нее музыка была открытием прячущейся за звуковой одеждой духовной жизни. При этом она изначально заражалась какой-то религиозной или философской позицией. В этом есть ее уникальность: синкретизм восприятия, мышления, чувствования. И в этом, я думаю, она отталкивалась от типа мышления Флоренского...

- Не случайно же Мария Вениаминовна уже в 19 лет участвовала в знаменитом Невельском философском кружке Бахтина и Карсавина, а с отцом Павлом Флоренским непосредственно поддерживала общение.

- Поэтому-то музыка стала для нее одним из средств, одним из механизмов передачи контакта души с чем-то несказуемым, незримым, контакта с источником творчества. Потому что источник творчества есть вещь совершенно неуследимая. Музыкальный материал - это форма, внешняя явь. Ее творчество, ее искусство было стремлением пробиться к первоисточнику через напластования различных других трактовок, через сам материал, к некоему духовному центру, который, собственно, и вызывает творчество, питает его, насыщает его каким-то своим смыслом. А ведь именно он, этот смысл, и проявляется в каждом мгновении. В каждом моменте творения, в который вовлечены и композитор, и поэт, и философ. Поэтому исполнитель также должен быть подключенным к этому, если он стремится не к исполнению, а к восстановлению музыки. Это понимают многие музыканты, но чаще всего они находятся в потоке определенной исполнительской традиции, определенного стиля, определенного временного отрезка. Мария Вениаминовна стремилась как бы собрать в пучок духовный опыт, который помогал другим людям дойти к тому же истоку творчества, и насытить свое исполнение этим опытом. Это привлеченное духовное богатство делало ее исполнение таким значительным и невероятно емким. Но и часто многим совершенно непонятным. Из-за такого подхода, резко расходящегося с привычным, традиционным отношением к музыке, ее трактовки казались преувеличенными в целом или в деталях, которые для нее в данный момент были важнее. Поскольку произведение в целом или какая-то деталь музыкальной фактуры была ассоциативно ближе не к самой музыке, а к ее философским поискам. Поэтому ее исполнение одних и тех же вещей было таким разным. Она иногда выбирала вдруг сочинение автора, скажем так, не гениального, потому что оно могло показаться насыщенным какой-то близкой ей в данный момент внутренней драмой.

- Совершенно очевидно, что некоторые произведения останутся в памяти только потому, что их играла Мария Вениаминовна.

- Именно потому, что она обращала внимание на музыку, которая отвечала ее стремлению к духовному первоистоку, а не музыку, написанную для пианистов. Она практически не играла Шопена, Листа, Рахманинова, то есть музыку, написанную прежде всего для пианистов, для публики. Поэтому с годами у нее сложился свой особый репертуар из произведений, в которых масштабность музыки определялась ее духовной глубиной. А не техникой и концертной красотой.

- Хотя Рубинштейновская премия, присужденная ей по окончании Петроградской консерватории, свидетельствует, что проблем технических для нее не существовало.

- С этим связана и другая сторона исполнительства Юдиной. Ей было все равно, где она играет: в консерватории, в музыкальной школе, на каком-то вечере в институте, на записи. Ей важны были не внешний блеск, не концертная помпа, а качество аудитории. Уровень тех людей, к которым она может обратиться со своим, ни на что не похожим синкретическим духовным поиском, воплощаемом в данном конкретном исполнении. А ее удивительное в немолодом возрасте увлечение современной музыкой, то есть музыкой, создаваемой композиторами других поколений, другого вроде бы склада! Но она сумела увидеть в них тот же самый поиск глубины, проникновения в музыку на уровне страстно работающего интеллекта, на уровне конструктивного мышления, которое ей всегда было очень близко. Для нее авангард был текстом, в котором она видела очень сильный подтекст.

- Когда я читал книгу ее ученицы, замечательной пианистки и педагога Марины Дроздовой о педагогическом мастерстве Юдиной, то поразился тому, что она касается прежде всего духовного развития учеников, а не чисто технических проблем. Хотя то, как она занималась качеством звука, также нечто удивительное.

- Я по возрасту не мог быть ее учеником, но я часто бывал на ее репетициях, помогал, переворачивая ноты. Слышал ее замечания. Они никогда не касались каких-то технических мелочей, а обращены были именно к существу музыки, к тому, почему тот или иной фрагмент надо подать укрупненно, мощно, а в другом - создать состояние полного покоя. В работе с партнером или с учеником над звуком ее требования исходили не из техники пальцев, а из результата звука. Из понимания прообраза того, что должно присутствовать в этом произведении.

- Что до сих пор смущает традиционалистов, так и не привыкших к возможности непосредственного контакта пианиста с аудиторией?

- Мария Вениаминовна никогда не отрабатывала концертную норму. Она выходила на сцену с одной целью - подключить слушателя к потоку музыкальной энергии, и там, где для этого требовалось подключить и поэзию, она это делала. Все, о чем мы говорим, все, что мы смогли успеть застать и услышать, для меня, например, стало огромным зарядом, и сейчас дающим мне энергию и определяющим мою нынешнюю позицию. И прежде всего ее отношение к новой музыке, то, что она видела в ней не какие-то временные эксперименты, а новый язык, на котором говорят неизмеримые глубина и высота музыки. Ференц Лист оставил нам "Этюды высшего исполнительского мастерства". Мария Вениаминовна оставила уроки высшего духовного мастерства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1488
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1697
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1798
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4123

Другие новости