0
1213
Газета Культура Интернет-версия

28.09.1999 00:00:00

Хроника пикирующей академии

Тэги: Гнесин


СИТУАЦИЯ с Гнесинкой не была ни неожиданной, ни новой для министров культуры Натальи Дементьевой (сегодня первый зам.) и Владимира Егорова. Не могла Гнесинка быть тайной для учредителя Академии - Министерства культуры РФ и ответственных за нее представителей этого ведомства: В.Демина (замминистра) Ю.Гафурова (начальник Управления по образованию), Г.Маяровской (начальник отдела). Сегодня Демин уволен с поста, Гафуров трансформировался в заместителя руководителя Департамента экономики и социального развития, а Маяровская - в главного специалиста образования и научной информатики в сфере культуры. Поди-ка теперь приблизься к истине, когда концы в воде, когда по меньшей мере круговая порука "ректор Академии - минкульт РФ" наглухо зашифровалась с изменением структуры министерства.

Потому-то тянул и молчал министр, а затем в своем так называемом "ответе восьмидесяти трем" (имеется в виду 83 подписи под письмом педагогов и студентов РАМ от 16.11.1998) ушел в тень почетных званий и наград нескольких возмущенных и напуганных, престарелых и зависимых, вставших на защиту, мягко говоря, лукавого ректора Колобкова.

Передо мной два открытых письма "НГ" и ответ министра культуры.

Не буду анализировать эстетические, нравственные и профессиональные свойства этих документов. Есть только одно основополагающее обстоятельство, фактическая, документально подтвержденная основа, точно и достойно заявленная в том открытом письме - обращение к министру с просьбой о помощи: "...Но самая большая беда - рояли, без которых невозможно академическое обучение в вузе. Инструменты находятся в таком состоянии, когда обучение превращается в профанацию... Академия умирает". Это состояние практически всех ста сорока роялей Академии было подтверждено специальной компетентной комиссией фортепиянной кафедры Академии в декабре 1998 г. и встревожило Госаттестационную комиссию. Проректор по учебной части И.Анастасьева советует меньше играть на роялях. Баянист Колобков рекомендует учиться играть на том, что есть, ибо еще Рихтер сказал, что инструменты, как родителей, не выбирают. Вот она - профанация.

Недавно в Первой студии ГДРЗ, записывая игру весьма среднего пианиста, я долго не мог понять, почему так упорно он рвется играть на очень старом рояле, возраст которого, дребезг, хрипы и стоны невозможно замаскировать никакими звукорежиссерскими хитростями. И это при наличии в студии прекрасного нового, что называется, обкатанного блестящими пианистами "Стейнвея". Позже понял. Очень легко собственную профессиональную серость и несостоятельность списать на счет объективных технических условий. "Рояль был весь разбит, понимаешь, и струны в нем дрожали".

Может быть, и не беда это для ректората Академии, для факультетов обучения игре на домре, балалайке или баяне. Возможно, не беда и для виолончелиста В.Берлинского из струнного квартета имени Бородина, а также для народной певицы Н.Мешко и баяниста Ф.Липса. Похоже, без рояля могут обойтись профессор-клавишник И.Бриль и мастер хорового народного пения Н.Кутузов, и согласен терпеть такое в силу личных обстоятельств и надежд даже сам заведующий кафедрой специального фортепьяно В.Тропп. Но ведь буквально для всех факультетов академического обучения в музыкальном вузе это не просто беда. Это - катастрофа!

Стоило ли четырнадцати известным музыкантам в таких обстоятельствах и в этом контексте использовать свои звания, знаки отличия и ученые степени ради неправдивой и сомнительной фразы: "Академия уверенно идет в гору". Разве опровергли они хоть один факт, приведенный в обращении 83 своих коллег к министру, кроме, как голословно обвинив эту "небольшую группу" педагогов и сотрудников в "попытке свержения ректора", "травле", "кляузничестве", "вымысле", "бытовой склоке", "клеветнических измышлениях", "интриганстве", "грубом искажении действительности" и "злобе"? Жаль, что известные имена таким образом дискредитируют свою привлекательность, свои степени и звания.

Между тем вопросы без ответов остаются все те же:

1. Положение сотрудников Академии угрожающее. Зарплата нищенская.

2. Здания Академии и общежития в аварийном состоянии.

3. Какие деньги на счетах Академии (доход от аренды и платного обучения)?

4. Все рояли непригодны к использованию.

5. Студенческая столовая ликвидирована.

6. Нецелевые использования валютных средств для поездок бухгалтера и посторонних лиц в творческие загранкомандировки.

7. Строительство непригодных для занятий классов.

8. Искаженные сведения, представленные министру ректором о собраниях коллектива и заседаниях Ученого совета, о количестве фирм-арендаторов, а следовательно, сокрытие доходов от коллектива и налоговиков.

9. Угрозы ректора в адрес подписавших письмо министру.

10. Доплаты посторонним для Академии лицам не в 8,75, а в 875 процентов - при нищенских преподавательских ставках.

Сейчас ректор в преддверии переизбрания, объявленного наконец министром культуры, обещает Ученому совету Академии назвать своего преемника (бедная преемственная Россия!). Проректор И.Анастасьева в нарушение закона и устава РАМ буквально назначает делегатов на конференцию по переизбранию. Министр культуры, путая в ответе ректора Колобкова с дирижером Колобовым и констатируя беду, "типичную для творческих коллективов", обещает наблюдение за законностью и демократичностью выборов. Неформальный лидер "смутьянов" Л.Жирова обращается в правоохранительные органы с заявлением о том, что ей угрожают физической расправой. Затравленный профком, как водится, бездействует.

А на крыше, прямо над главным входом в Академию, растет одинокое дерево, грозя обрушить гнилые и сырые стены храма музыки на головы нищих студентов и народных артистов.

Говорят, бывший замминистра культуры РСФСР по концертной работе, баянист-академик С.М. Колобков серьезно задумывается над тем, как придать своему больному детищу еще и статус национального достояния. Это очень сильно и, может быть, даже еще вполне возможно с помощью чиновников-покровителей и в связи с вручением ему в начале учебного года значка Министерства культуры "За достижения в культуре".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1435
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1638
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1742
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4047

Другие новости