0
1159
Газета Культура Интернет-версия

18.11.1999 00:00:00

Из лаборатории в обсерваторию

Тэги: музыка


- ВЛАДИМИР, участники "Игрового марафона" репетировали два драматических текста: "Король Ричард III" и "Марево Мариво", которые вы написали на основе пьес "Ричард III" Шекспира и "Торжество любви" Мариво. Что остается в ваших текстах от классических пьес?

- Я принципиально не выдумываю ничего нового. В сущности, все уже написано. Наши попытки создать что-то новое - это просто иллюзии. Сюжеты переделывали Шекспир, Чехов и многие драматурги. Драматургия Чехова часто напоминает мне сокращенные и переписанные пьесы Островского. Я читаю классическую пьесу, она каким-то образом проходит через меня, я ее анализирую и нахожу основные идеи. (Например, идея "Гамлета" - предельная разомкнутость.) В своем тексте я до предела усложняю их. Мои пьесы связаны с миром театра. Я ставлю перед собой чисто театральные задачи. "Марево Мариво" - это как бы перенос классицистской пьесы Мариво "Торжество любви" в эстетику барокко. В "Короле Ричарде III" меня интересовало развитие мифа о красавице и уроде (это миф, где Афродита вышла замуж за Гефеста). Идея сочетания в жизни крайностей, столкновения противоположных форм. Миф провоцирует легенды, вокруг него создается поле, в котором и возникают сюжеты. У Шекспира миф о красавице и уроде появляется в сцене Ричарда и Анны у гроба Глостера. Этот миф развивается у Пушкина в "Каменном госте". Сцена дон Гуана и доны Анны у гробницы Командора очень похожа на сцену из "Ричарда III".

- Вы по-прежнему называете свои занятия лабораторией?

- Раньше я определял то, чем занимался, словом "лаборатория", но это слово уже потеряло для меня смысл. Сейчас более точным будет слово "обсерватория". Я занимаюсь театром как наукой о человеке. Каждый человек - это вселенная. Меня интересует наблюдение за ее звездами. За соприкосновением разных вселенных между собой. Я очень благодарен Анатолию Александровичу Васильеву за то, что он дал мне возможность репетировать.

- Как строятся в вашей работе взаимоотношения актера с драматическим текстом?

- Я считаю, что драматический текст - неизменная система и единственный реальный персонаж всех пьес. По крайней мере великих пьес, где драматурги знали, как выразить содержание через форму. Для меня это стало особенно очевидно, когда я занимался "Персами" Эсхила. И хотя идеальное, совершенное прочтение текста недостижимо, нужно к нему стремиться. Драматический текст нельзя говорить своими словами так же, как в музыке нельзя менять звуки. Актеры стремятся к более вольному, импровизационному толкованию, меняют слова местами, добавляют собственные. И не понимают, что, даже переставив одно слово, можно потерять все. Гениальные драматические тексты воздействуют не только на сознание, но и на подсознание. Говоря не то, что написано у автора, мы можем уничтожить тот уровень текста, который подсознание считывает помимо нашей воли.

- Как, на ваш взгляд, складывается современная театральная ситуация?

- Сейчас знания о мире, о человеке достигли достаточно высокого уровня. Но та информация, которая обрушилась на нас, очевидно, коснулась всего, кроме театра. И если так будет происходить дальше, то театр потеряет свой статус. Он превратится в развлекательное искусство и постепенно исчезнет. В России театр монополизирован. Люди, работающие в государственных театрах, думают не о творчестве, а о своем социальном статусе. Не могу сказать, что стало меньше талантливых людей. Но многие не могут найти своего места в государственных театрах и от этого их считают дилетантами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1446
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3728
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2096
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2367

Другие новости