0
1249
Газета Культура Интернет-версия

18.11.1999 00:00:00

Любовь и ее вырождение

Тэги: театр, спектакль


Московская любовь всегда идет у самовара. Сцена из "Не сошлись характерами".
Фото Всеволода Казуто

СПЕКТАКЛЬ "Московские истории о любви и браке" объединил две пьесы Островского: историческую хронику в стихах "Тушино" и одноактную комедию "Не сошлись характерами!" Действие пьесы "Тушино" происходит во времена смуты, когда под Москвой хозяйничал Лжедмитрий Второй. Из хроники взято лишь две сцены, повествующие о любви Людмилы, дочери ростовского воеводы Сеитова, и бедного московского дворянина Николая Редрикова. К счастью, зритель не увидит страшной кончины двух влюбленных и гибели остальных героев - первая часть заканчивается свадьбой.

Герой одноактной комедии Поль, молодой человек из разорившейся дворянской семьи, пытается поправить свои дела браком с богатой молодой купчихой-вдовой Серафимой Карповной. Та хоть и влюблена в него, денег все-таки не отдаст.

Парадоксально сочетание двух историй - юная героическая любовь в первой части и вырождение любви во второй, когда чувство сменяется расчетом.

Общей рамкой для обеих частей спектакля стал выстроенный на сцене павильон со знаменитой картины Кустодиева "Балаган" - с флажками, звездочками, малиново-синим занавесом, на котором написано "ТЕАТРЪ". Артисты раздвигают разноцветные половинки занавеса, золотые буквы ТЕА и ТРЪ разделяются, и мы попадаем сначала в семнадцатый век с теремами, боярами и сенными девушками - обобщенный образ с картин "Голубой домик" и "Купчиха за чаем" того же Кустодиева - есть и купчиха, и арбуз, и самовар, огромные бублики и расписные чашки, на заднике - московский пейзаж.

"Когда я думал над тем, как решить первую сцену, то очень боялся "боярского штампа", - сказал режиссер спектакля Борис Львов-Анохин. И он добился, казалось бы, невозможного - тяжеловатое действо стало прозрачным, невесомым, ажурным. И дело не только в воздушной декорации, но и в пластике, и в напевной речи актеров, которые освоили мастерство поэтического монолога, почти забытое на наших подмостках.

Но главное - трактовка характеров. Героиня Марины Яковлевой, в пьесе сильная с некоторой даже кондовостью девушка, решена не впрямую, а через детскость, юмор. Трогателен Константин Ивин - белокурый сказочный красавец, почти дитя, но готовый вонзить нож себе в грудь, если ему не позволят соединиться с любимой.

Примечательны и характеры второй пьесы. Обиженный на жизнь, элегантный Поль (Антон Борисов) вынужден ходить в ненавистную должность, хотя воспитан так, что умеет только благородно и со вкусом проживать деньги. Любовь Новак - мать Поля - играет гранд-даму. И хватает лишь одной краски - слишком откровенного порыва ее лакея, пока разбитый параличом муж спиной сидит в инвалидном кресле, - чтобы прочиталась ее сложная женская судьба. Маменька промотала все состояние. Понятно, что и месье Пеше, воспитатель Поля, недешево ей обошелся, да и мало ли таких было.

И мать Серафимы Карповны (Наталья Коновалова), далеко не "пожилая женщина без особых примет", как написано у Островского, а томная барыня в розовом платье, мечтающая стать настоящей дамой и заискивающая перед дочерью, которая побывала замужем за благородным. И отец, купец Толстогораздов (Александр Шелудько), все время колющий орехи, невозмутимый, погруженный в свои мысли человек. К болтовне жены он относится, как к жужжанию пчелы, да и судьба дочери не слишком уже волнует его, потому что она - "отрезанный ломоть".

И, наконец, сама Серафима в исполнении Оксаны Мысиной - порывистая особа в мантилье, шляпке и зеленых перчатках; вздох, мечтательный взгляд, невесомая походка. Не жадная купчиха, а возвышенная институтка. Единственная ее слабость - любовь к сладкому. Она очень спешит, но не может отказаться от варенья, ест из блюдца, на ходу, не сняв шляпы и перчаток. Здесь-то и проглядывает в ней купеческое. А главное, она крепко-накрепко заучила, что капитал проживать нельзя, потому что "без капиталу она ничего не будет значить". Вот она, уже выйдя за Поля, прибегает к нему в белом платье и босиком, с распущенными волосами. Серафима упросила мужа не ехать в присутствие, ласкается, говорит, что готова для него на все. Сладчайшая минута семейного счастья. Поль наконец решается и просит у жены пять тысяч рублей серебром. Сколько ж это на ассигнации будет? Серафима садится за стол и начинает считать. И чем дальше, тем медленнее и медленнее она пишет. Перо застывает у нее в пальцах. Она взвизгивает и - выбегает из комнаты... Итак Поль изгнан. Бумажник, вышитый любящей женой, оказывается пуст. Не успела еще Серафима закончить свой монолог, как слуги уже выносят мебель из комнаты, выдвигают пуфик прямо из-под маменьки; мать и сын ложатся на ковер, но и его вынимают и скатывают.

Актеры задергивают занавес, балаган словно зависает в воздухе, золотые буквы "ТЕАТРЪ" колышутся на синем и малиновом бархате, который окутывает завершившееся действо двойной условностью. Но мало найдется спектаклей, которые были бы пронизаны столь безошибочным чувством правды.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1310
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3459
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1957
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2249

Другие новости