0
1090
Газета Культура Интернет-версия

20.01.2000 00:00:00

"Площадь искусств": фестиваль без лица


Оказавшийся и на "Площади искусств" лучшим дирижер Валерий Гергиев в момент получения премии "Триумф".
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

В ПОСЛЕДНИЕ несколько лет произошел окончательный раздел петербургского концертного сезона между десятками фестивалей, каждый из которых отвоевал себе временную нишу и бесповоротно утвердил свое, специфически ориентированное репертуарное поле. Череда весенних, осенних и зимних фестивалей завершается в июне самым крупным и представительным из них: фестивалем Мариинского театра "Звезды белых ночей": на него и приходится обыкновенно кульминация всего сезона.

Однако в самом конце прошлого года со стороны другого крупнейшего музыкального заведения города - филармонии - была предпринята попытка несколько изменить расстановку сил, утвердив на музыкальном поле Петербурга второй притягательный полюс, и притом зимою, приурочив новорожденный фестиваль "Площадь искусств" к новогодним и рождественским праздникам. Мысль сделать северную столицу притягательной для туристов не только летом, но и зимой, не в самое приятное время, когда город большую часть суток погружен во мрак, давно носилась в воздухе. Но эту карту на музыкальном поле уже пытались разыграть: более десяти лет влачит довольно унылое существование скучнейший фестиваль "Рождественские встречи в Северной Пальмире", организуемый Союзом концертных деятелей.

Новоиспеченный фестиваль "Площадь искусств" поспешил сделать заявку на "международность" и "звездность" и претендовал на Большой зал в предновогоднее время, отодвинув "Рождественские встречи" в сторону. Самое забавное в этой ситуации то, что художественное руководство и старым, и новым фестивалями осуществляет Юрий Темирканов, конкурируя, стало быть, с самим собою.

"Площадь искусств" включил в свое пространство и Русский музей (в нем в рамках фестиваля открылась выставка "Балы и маскарады"), и гранд-отель "Европа", принимавший гостей и артистов. Сама идея "Площади искусств" неплоха, допускает выходы на разные жанровые уровни и со временем имеет шансы развиться во что-нибудь стоящее: например, фестиваль может распространиться на смежные жанры пластических искусств или выплеснуться на реальную Площадь искусств маскарадами, народными гуляньями и фейерверками, не ограничившись лишь элитарным Балом Темирканова под Новый год.

Но, увы, нынешний фестивальный цикл всего лишь из пяти симфонических концертов никак не походил на полноценное мероприятие, могущее назваться фестивалем. Во-первых, потому что устроители так и не смогли выработать объединяющую концерты концепцию, отчего выбор сочинений казался вполне случайным. Во-вторых, если уж делать ставку не на оригинальность представляемых сочинений, если не ставить перед собой задачи обогащать и расширять репертуарный диапазон, то по крайней мере хотелось бы узнать новые имена, познакомиться с игрой исполнителей международного класса, не известных доселе в Питере.

На представленной же фестивальной афише мы нашли имена, хорошо знакомые, и услышали игру музыкантов, выступающих в городе достаточно регулярно: Вадим Репин и Джон Лилл. Юрий Хатуевич дирижировал тремя концертами из пяти - это ни у кого возражения не вызывает, он - хозяин фестиваля.

Оркестр Темирканова, утратив свою легендарную энергетику и отчасти мастерство, звучал в веселые рождественские дни вяло и мало одушевленно. И Скрипичный концерт Чайковского (солировал Репин), и его же симфония "Манфред" на открытии фестиваля были сыграны ординарно, словно для проформы. Текст партитур озвучивался грамотно, но удручающе безучастно - не спасали ни ревущие медные, ни время от времени разражавшееся громовое фортиссимо, далеко не всегда логично вытекающее из предыдущего развития и оттого казавшееся порой чрезмерным.

Исполнение "Реквиема" Моцарта для самого Темирканова было чем-то вроде личной премьеры: возможно, поэтому маэстро в нем попытался нащупать свою, оригинальную интерпретацию. Поначалу необычно медленное, сугубо потаенное начало Requiem aeternam и вдумчивая неспешность Tuba mirum (из-за такого замедленного темпа солирующему Геннадию Беззубенкову едва хватило дыхания додержать ноту до конца) заинтриговали. Однако чем дальше музыканты углублялись в сумрачный лес Траурной мессы, тем больше деталей текста пропадало из-за небрежного, не вполне "впетого" исполнения, тем больше провисала форма грандиозного цикла и тем больше притуплялось внимание слушателей. И хотя в Реквиеме довольно удачно спели Ирина Матаева, Злата Булычева, Геннадий Беззубенков и литовский тенор Аудрюс Рубяжюс (последний показался довольно крепким певцом, со стабильными верхами и ровным звуковедением), все же достаточного энергетического посыла, который призван гипнотически воздействовать на зал, приковывая внимание к исполняемой музыке, не было ни у кого. К тому же природа и тембровые краски голоса Ирины Матаевой далеко не идеально ложились на заданную партию: тут скорее подошло бы более полетное, подвижное, колоратурное сопрано.

Разочаровал и концерт молодых дирижеров, лауреатов всех трех конкурсов Прокофьева. И Туган Сохиев, продирижировавший "Франческой да Римини", и Александр Сладковский, выбравший для ответственного выступления Первый фортепианный концерт Прокофьева (солировал москвич Андрей Жаворонков, ученик Владимира Крайнева) на прошедшем прошлой весною дирижерском турнире выглядели куда ярче и перспективней. Довольно бледным и маловыразительным было и выступление Зазы Азмайпарашвили с Девятой симфонией Шостаковича. И лишь лауреат самого первого конкурса, кореец Юн Сун Чанг выказал должную зрелость и мастерство: его Штрауса (поэма "Смерть и просветление") слушать было действительно интересно, и по форме поэма выстроилась довольно грамотно.

На столь блеклом фоне концертное исполнение "Иоланты" в исполнении оркестра и солистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева воспринималось как роскошный подарок. "Иоланта" не звучала в Питере давно - лет семь прошло со времени ее последнего исполнения в Мариинском театре. Сейчас состав солистов изменился, и, пожалуй, в лучшую сторону. Кроткая девически чистая интонация, которой органично владела Марина Шагуч в партии Иоланты, нежные, переливчато-радужные тембровые нюансы ее голоса соткали легко-воздушный образ девы-отшельницы из таких невесомо деликатных субстанций, что, казалось, он светится изнутри. Открытием стало и появление молодого тенора Олега Балашова в партии Водемона: по певческой манере, по подаче звука и даже внешне он явственно напомнил всем молодого Лемешева. Очень внушительно прозвучали басы: Сергей Алексашкин, Георгий Заставный, Геннадий Беззубенков. Общий приподнято-эмоциональный тонус исполнения немедленно сообщился немногочисленной, но благодарной публике - и та сумела оценить класс исполнения незаурядной продолжительностью аплодисментов.

Будущий фестиваль продлится с 24 декабря по 3 января, и предусмотренный состав его участников куда более интересен: кроме обязательных и непременных маэстро Темирканова и маэстро Гергиева еще и Геннадий Рождественский, Виктория Постникова, Евгений Кисин и Наталья Гутман, Гидон Кремер (предположительно) с оркестром "Камерата"...

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
1047
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
932
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
873
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
1211

Другие новости