0
2969
Газета Культура Интернет-версия

29.02.2000 00:00:00

Из "обреченного" рода

Тэги: Абрамов, публицистика, литература


Федор Абрамов.
Фото Николая Кочнева

В ПРИВЫЧНОМ взгляде на этого писателя есть что-то непоправимо неточное. И читают, и почитают его прежде всего как "зачинателя". Был Валентин Овечкин с деревенской темой, были другие очеркисты. А потом Федор Абрамов "о том же" написал роман. И забывают, что шагнуть от публицистики к художественной прозе не так просто.

Публицистика - "обреченный" род литературы. Современность давит его. Пройдет год, два, десятилетие. И написанное ранее утрачивает читателя. Другие беды - другие темы.

Мало кому из публицистов удается остаться "вечно современным". А остаться "внутри жанра" еще и художником!.. Тут - лишь избранные: Достоевский, Герцен, Леонтьев, Розанов, Блок... Кого ни вспомнишь - или жил в прошлом веке, или хотя бы успел родиться в веке девятнадцатом.

Очерк Овечкина и "рядом стоящих" находился между прозой и журналистикой: то попытка стихотворения в прозе (здесь можно уловить и ростки "лирической прозы" 50-60-х), то ломовая "отчетность", протоколы, туповатый канцелярит. Чтобы заострить проблемы, они вынуждены были говорить не только своим языком, но и языком газеты. И нашумевшая статья Абрамова о "Людях колхозной деревни в послевоенной прозе" - отсюда же. Это лишь наполовину "литературная критика", "разнос" литературных генералов. Лишь "видимой частью" она - о Бабаевском, Медынском, Галине Николаевой и других. А в основе ее - та же публицистика, борьба за "правду факта": "Для достижения победы потребовалось предельное напряжение всех сил наших людей. Из колхозов ушли на войну почти все мужчины. Оставшимся женщинам, подросткам и старикам пришлось выполнять ту работу, которая раньше выполнялась всем населением деревни..."

Как часто и романы того времени писались столь же "общим" языком. Но в это же время Абрамов писал и первый роман - "Братья и сестры". И, открывая его, слышишь совсем иную речь.

"Зимой, засыпанные снегом и окруженные со всех сторон лесом, пинежские деревни мало чем отличаются друг от друга. Но по весне, когда гремучими ручьями схлынут снега, каждая деревня выглядит по-своему. Одна, как птичье гнездо, лепится на крутой горе, или щелье, по-местному; другая вылезла на самый бережок Пинеги - хоть из окошка закидывай лесу; третья, кругом в травяных волнах, все лето слушает даровую музыку луговых кузнечиков..."

Ритм фразы, "строение" прозаической ткани, приемы заставляют вспомнить "Тихий Дон" и "Поднятую целину" (в прозу Шолохова Абрамов вжился, когда писал о нем диссертацию). Но дыхание севера, белые ночи, вообще "пейзаж", характеры, говорок - все абрамовское. Здесь не просто "литература о деревне" ушла от газетного пафоса, зазвучала на ином языке. Здесь слышишь живые голоса людей русского Севера, голоса рек, лесов, угоров. Здесь через Федора Абрамова заговорила сама "деревянная Русь".

* * *

Но выход в живое слово - еще полдела. Четыре романа о Пекашине - вещь художественная и с такой "правдой факта", что по этим произведениям историк может узнать о жизни послевоенной деревни больше, чем из множества монографий. И все же - спустя десятилетия - главное чувство, которое испытываешь к писателю, перечитывая эти страницы, - учтивое уважение. Его тетралогию очень любили читатели-крестьяне, особенно старшего поколения ("писано прям про нас"). Но прийти к читателям следующего тысячелетия... В отдельных эпизодах вспыхивает что-то большее, нежели "романное слово". Но в целом - слишком заметна "писательская добросовестность".

Многогеройность тетралогии Абрамова - это традиция, но не свойство его таланта. Его дар "вглядывания" требовал ограничения. И не зря он сетовал на критику: говорят все о романах и словно не замечают малых вещей.

Объем произведения становится осязаем не в то мгновение, когда ставится последняя точка. Он - поначалу лишь предполагаемый - впитывается уже первой фразой. Читая рассказы Абрамова (кроме некоторых, где "предчувствуется" другой жанр), видишь: не дал идее "задышать", рассказал быстрее, чем набрал воздуху в легкие, потому и язык часто бывает какой-то "деловой". В романах - пишет живыми словами, но не всегда своим дыханием. Здесь работает и опыт университетского преподавателя, "перелопатившего" столько книг. Повесть - вот где Абрамов становится сам собой и дышит вровень с каждой фразой. Сейчас, прожив не один десяток лет, его повести словно "омылись временем", посвежели, просветлели.

К ним он подходил и через сказку ("Жила-была семужка"), и через очерк ("Вокруг да около"). И вызрело его мастерство не сразу. Лучшие страницы "Безотцовщины" - звонкие, ясные - косьба и солнце. Но сказать-то хотел о горьком, о "рассыпающейся" деревне.

Три главные вещи - "Деревянные кони", "Пелагея", "Алька" - были написаны о женщинах. Абрамов, художник хмурый и мужественный, женские образы вырисовывал с особым бережением. Даже беспутная Алька, словно воплотившая в себе "конец русской деревни", ее распад и увядание, описывается с такой затаенной любовью, с какой, наверное, не вывел он и любимейшего своего романного героя Михаила Пряслина.

Написаны три эти повести в пятилетие - с 1967 по 1971 год. И, следуя от одной повести к другой, можно вычитать многое. Например, портрет русских женщин разных поколений: тихая, ясная, доживающая свой век Мелентьевна; крепкая, работящая и только через беды сошедшая в могилу Пелагея; молодая, задорная, обольстительная Алька. Или - можно сквозь эти образы прочитать историю русской деревни, сумевшую пройти через многие беды с тихой твердостью, с верностью устоям старшего поколения, зашатавшуюся от "ухватистой силы" среднего, брошенную на произвол судьбы охочим до жизненного разнообразия младшим.

Но за всеми прочтениями сквозит еще один - смутно чувствуемый и вместе с тем по-крестьянски непреложный.

* * *

Мысленно перебираешь судьбы... Мелентьевна старается не дать в обиду даже тех, от кого натерпелась, кто давно ушел из жизни: слова дурного не скажи - не нам судить. Пелагея, праведница в работе, уже и "суждение имеет", и соображает, выгодно или невыгодно повести себя так или иначе. Алька почти и не думает, ее просто "носит по свету". И как странно, что и в "Пелагее", и в "Альке" Абрамов умеет видеть мир глазами своих героинь, а в повести "Деревянные кони" его старая Мелентьевна больше молчит да грибы носит. Вся судьба - и как ревнивый муж чуть ее, совсем девчонку, не убил, и как работать пришлось, и как раскулачивали, и как дети гибли - рассказана невесткой. От старухи же просто "исходит свет". Писатель мог только наблюдать, только преклониться.

И вдруг озаряет чувство, которое не так просто выразить словами, но за которым - давняя крестьянская правда.

Человек живет, переживая радости, беды, и за всем этим - год от году - все отчетливее выступает его судьба ("суди Бог!"), в которой-то и находится ответ на вечный вопрос: ради чего живет человек? Судьба - это твое слово в мире. И если много бед пережить пришлось, но судьба твоя - "ладная", значит, не зря жил на свете, значит, и оставил память по себе - не только в людских головах, но в самом мире: в доме, где жил, в лесу, где ходил с коробом, на лугу, где сено косил... Мир "пронизывается" твоей душой.

Именно ладом и судьбами выстаивала деревня в лихие времена. Как только ладного убавилось, - поползло, поехало. А потом - словно смерч прошел: полетели из деревни "судьбы искать", не желая принять ту судьбу, что "на роду написана".

Распадалась деревня с утратой памяти. Сначала забылось, для чего ты в мир пришел (и Пелагея угробит жизнь свою на "тряпки"), потом - знакомые дороги видятся вчуже ("Я ведь все перепутала... Это ведь Екимова ворга, кабыть... Але Максимова?"). Наконец - выветриваются сами имена.

Герой из "Мамонихи" навещает родные места, бродит, вспоминает и "Мамину зыбку", и "Антохину раскопку", и "Вырвей". И вдруг поражается красоте знакомых с детства названий: как в сказке! А вымрет деревня - что останется? И баба Соха - последний деревенский житель - вторит ему: "...в нашей деревне какие теперь сказки? Деревни, парень, без сказок помирают. Это сказки-то сказывают да песни поют, когда строятся, когда жизнь заводят заново".

Эхом отзываются записи Абрамова в записной книжке:

"Сказка была разлита по всей жизни. Домом ее была вся земля... В сказке всегда твоя опора на прошлое, на твоих отцов. Люди умирают, а душа-то их, заключенная в этих сказках, переходит в тебя... Нет, не зря сказано было древними: вначале было слово..."

Но мысли сходят с утоптанной дорожки и вдруг упираются в тупик: "Будущее беспощадно".

* * *

В 1974 году он напишет коротенькую, похожую на кошмар, повесть - "Поездка в прошлое", где человек в одну ночь вдруг заново узнает все пережитое: что любимые дядья-революционеры своим фанатизмом не подымали, а губили народ, что отец, от которого он отрекся, был вовсе не "слабак", а человек честный и мужественный, что все было не так, как думалось, и будто всю жизнь его бес за нос водил, а теперь, пьяный, он бродит у какой-то топи, и дороги ему больше не сыскать...

Повесть появилась в печати уже после смерти автора, в "перестроечные годы". О чем хотел поведать Абрамов? Только об ином взгляде на прошлое? Или о том, что все мы заблудились, что нужно искать тропку, чтобы выбраться (как часто в его прозе человек - пусть ненадолго, на минуты - может вдруг заблудиться в родном лесу)...

В "Мамонихе" появится странный человек, Роман Васильевич, который хочет для будущего историю родной деревни сохранить. Ставит столб. "На этот вот столб хочу щит, обтянутый алюминием, набить, а на щите коротко все данные о Ржанове: когда, кем основано, сколько жителей было, кто на войне голову сложил..."

Главный герой взволнован, поражен: "А вы думаете - Ржаново возродится?" - "Возродится. Обязательно возродится. А как же? К двухтысячному году, ученые подсчитали, население планеты удвоится, в два раза вырастет, а тут что же, кустарник выращивать будут?"

Жуткое эхо этих слов теперь долетело до 2000 года. Население планеты "удвоилось". Без тех, кто в Ржанове жил и меты ставил.

При жизни писателя готовы были упрекнуть за этот эпизод, за излишний его оптимизм. Но не для "оптимизма" Абрамов ввел этот образ. Грела его тайная надежда: сохранить прошлое. Вернуть "Мамину зыбку", "Антохину раскопку".

Для последнего романа ("Чистая книга") - ушел в архивы Архангельска, словно нашел ту почву, которую теперь возделывать надо. Последние вехи, которые успел оставить, легли в записную книжку и в письма.

О Пушкине: "Парадокс: человек умирает, а гений его продолжает расти, углубляться, набирать силу... Пушкин завещал нашим поэтам быть государственниками... Пушкин - отец наших душ".

О писательстве: "Научиться отдавать - это самая большая радость".

О самом себе: "Все образуется, все будет хорошо! Ну а ежели выпадет решка, что ж, - пожил. Мои дорогие ребята, мои товарищи, с которыми я вступал в жизнь, с 41-го года лежат под Ленинградом, а я разве лучше их?"

Спасение он видел в памяти. Не в памяти отдельного человека - во всенародной памяти. Сюда - а вовсе не к адресату письма - и обращен последний вопрос.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1932
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1703
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1913
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1611

Другие новости