0
5131
Газета Культура Интернет-версия

23.06.2000 00:00:00

"Мангалочий дворик" Ахматовой

Тэги: Ахматова


Анна Ахматова. Ташкент. 1943 г.

ПЕРЕСТУПИВ порог, я услышал удивительный, неповторимый тембр ахматовского голоса с характерными напевными интонациями. Анна Андреевна читала свое загадочное стихотворение "В зазеркалье", которого, по свидетельству современников, сама "немножко боялась":

Красотка очень молодая,
Но не из нашего столетья,
Вдвоем нам не бывать - та,
третья,
Нас не оставит никогда.
Ты подвигаешь кресло ей,
Я щедро с ней делюсь цветами...
Что делаем - не знаем сами,
Но с каждым шагом нам
страшней.
Как вышедшие из тюрьмы.
Мы что-то знаем друг о друге
Ужасное. Мы в адском круге,
А может, это и не мы.

С декабря прошлого года в Ташкенте существует клуб-музей Анны Ахматовой "Мангалочий дворик", которому должно и нужно быть в узбекской столице: ведь когда в тяжелые 40-е годы эвакуационные дороги привели Анну Андреевну в этот город, невзгоды военного лихолетья были окрашены для нее дружеским теплом азиатской земли.

Клуб-музей, пожалуй, довольно точное название для этой выставки-экспозиции, которая нашла свое пристанище во дворце культуры Ташкентского тракторного завода. Самодеятельный музей собрал вокруг себя и членов клуба поэзии, театра и музыки имени Высоцкого, и литературного объединения "Под крылом Пегаса", и клуба книголюбов и литературной гостиной "Серебряный век".

Директор клуба-музея Альбина Маркевич - идеальный вдохновитель, средоточие немногочисленного круга людей, так или иначе причастных к пребыванию великой русской поэтессы в Ташкенте.

Задуман музей был давно. "При Русском культурном центре мы открыли Клуб Анны Ахматовой "Мангалочий дворик", - вспоминает Альбина Маркевич. - Почетным председателем клуба стала ташкентская писательница Зоя Александровна Туманова, которая была хорошо знакома с Анной Андреевной в годы своего отрочества. Близость с Ахматовой - это всегда очень сомнительная вещь, Анна Андреевна мало кого очень близко к себе подпускала, но в данном случае она прониклась огромной симпатией к юной Зое Тумановой, слушала ее стихи и читала свои, дарила девушке, влюбленной в ее поэзию, не только автографы - отдельные странички своих рукописей, - но и даже личные вещи".

Кроме Зои Александровны и Альбины Маркевич, идеей превратить клуб Ахматовой в музей прониклись несколько других ташкентцев. Например, Хулькар Алимджанова - дочь известнейших узбекских поэтов Хамида Алимджана и Зульфии. Правда, сама Хулькар не была знакома с Анной Андреевной, но хорошо знает о ее жизни в Ташкенте со слов родителей.

В числе инициативной группы и знаток узбекской народной музыки Дильбар Рашидова, которая тоже была знакома с Анной Андреевной, хотя познакомились они не в Ташкенте, а уже в Ленинграде.

Больше всего экспонатов для музея предоставила Наталья Георгиевна Зайко - дочь Софьи Аркадьевны Журавской, ташкентской подруги Анны Андреевны. Наталья Георгиевна утверждает, что и сегодня еще хранит память тепла и пожатия руки Ахматовой, которая ее, 4-летнюю девочку, водила на прогулки в сквер. В семье Зайко долгое время хранились письма, записки Анны Андреевны, адресованные ташкентской подруге, прочитать которые нынче можно в музее "Мангалочий дворик". Правда, это фотокопии - оригиналы были переданы Фонтанному дому в Ленинграде. Но и в ташкентском общественном музее есть экспонаты-подлинники - письма Корнея Чуковского, Фаины Раневской, Надежды Мандельштам, письмо самой Журавской, адресованное жене Вс.Иванова, но почему-то не посланное. В нем рассказ о трудной судьбе дочери Есенина Татьяны, которая в годы войны тоже оказалась в Ташкенте. Быть может, "Мангалочий дворик" не располагает достаточным количеством экспонатов, чтобы называться настоящим музеем, но в нем организаторы постарались воссоздать уголок старого Ташкента, каким он был в годы пребывания в нем Анны Андреевны, тем более что Ахматова неоднократно говорила, что именно на узбекской земле она ощутила удивительную человеческую доброту, осознала, что это такое - "тень древесная", "журчание вод". Здесь она вовсе не ощущала себя чужестранкой - "Кто посмеет сказать мне, что я здесь на чужбине". "Я не была здесь лет семьсот", - она ведь из чингизидов и фамилию взяла своей прабабки.

Ощущение Ташкента как чего-то близкого, коренного, родного, родственного ей, восприятие узбекской природы, здешних людей и обычаев отразилось в великолепных стихах Анны Андреевны, посвященных столице Узбекистана. Это целый цикл стихов: "Луна в зените", "Ташкентский цикл", "Ташкентские страницы". Здесь, в Ташкенте, она продолжила и завершила "Поэму без героя". Да, дописывала ее до последних дней, но первая редакция завершена в Ташкенте.

В ташкентском музее Ахматовой нет ее подлинных вещей. Но собрано то, что все же позволяет представить простоту обстановки, в которой она жила в те далекие 40-е:

Как в трапезной скамейки, стол,
окно
С огромною серебряной луною,
Мы кофе пьем и черное вино,
Мы музыкою бредим. Все равно,
И зацветает ветка над стеною.
И в этом сладость острая была,
Неповторимая, пожалуй,
сладость -
Бессмертных роз, сухого
винограда
Нам Родина пристанище дала.

Старинное потрескавшееся зеркало, чугунный утюг, в который когда-то закладывались горящие уголья, латунный кофейник, глиняный кувшин, белоснежное полотенце, котел на мангале...

Дом, в котором она когда-то жила, к сожалению, не пощадила стихия - он был уничтожен землетрясением 1966 года. Правда, был еще один, где Анна Андреевна жила весьма короткое время - около месяца - его не пощадили уже сами люди. Использовавшийся в последние годы под склад, он попал под снос. Ахматовские поклонники обратились к ташкентским властям с просьбой не сносить этот дом, а предоставить его для музея Ахматовой, и просьба была поддержана посольством России в Узбекистане - но 4 года тому назад он был смят бульдозером, а его саманные останки вывезены на городскую свалку.

Нынче на этом месте высится 4-звездочный отель. Постояльцам невдомек, что когда-то по этой земле ходила, вдыхала запахи цветущего сада, слушала журчанье арыка и писала удивительные стихи та, что стала гордостью русской словесности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1466
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1672
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1776
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4091

Другие новости