0
841
Газета Культура Интернет-версия

01.07.2000 00:00:00

Академик на Крымском валу

Тэги: Брюллов, выставка


"Осада Пскова" Карла Брюллова.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)

В ЗАЛЫ ГТГ на Крымском валу из Михайловского замка в Санкт-Петербурге переехала большая выставка произведений Брюллова. Здесь представлено около 300 работ, среди которых москвичи впервые увидят наиболее известную картину Брюллова - "Последний день Помпеи". Со времени своего создания (1831-1833 гг.) она ни разу не выставлялась в Москве, и только благодаря технологическим достижениям реставраторов картина на сей раз была благополучно транспортирована в столицу. Другое произведение - "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием" - столь же монументальное, но незаконченное полотно позднего периода оставалось недоступно не только московским зрителям, но и почти всем любителям творчества Брюллова. Работа находилась во "внутренней эмиграции" - в запасниках ГТГ. Ее экспонирование явилось еще одним событием выставки. Также наконец-то здесь можно увидеть считавшуюся утерянной раннюю работу Брюллова "Итальянское утро". Эта картина с 1986 года находится в экспозиции музея города Киля в Германии, а в залах на Крымском валу представлена в пандан другой работе этого же периода - "Итальянский полдень". Выставка в Москве уникальна и несколько отличается от выставки в Санкт-Петербурге. Показано большое количество графических работ из фонда ГТГ, что расширяет представление о творчестве мастера.

Два музея - ГТГ и ГРМ (при участии других музеев) - дали зрителю ценную возможность ознакомиться с основой творческого наследия Карла Брюллова. Инициативу выставки поддержало Министерство культуры.

Монографические выставки - это импульс для нового этапа изучения творчества художника. Такая экспозиция несет в себе ряд преимуществ и для непрофессионального зрителя. Он полностью погружается в интимный мир живописца. Картины становятся той объективной реальностью, которая дает самое полное и исчерпывающее представление о творчестве художника.

Будучи незаурядным талантом, Брюллов вместе с тем лоялен ко всем существовавшим на тот момент клише в искусстве, виртуозно используя их для своих работ. Здоровый карьеризм и явно культурная светская ориентированность его творческих установок при уверенном владении кистью позволяли ему живо имитировать внешний вид объекта изображения, создавать его оптическую репродукцию (почти фотографию). Парадные портреты в технике акварели и масляной живописи, иллюзионистические по своей точности, пользовались большим успехом у заказчиков, и художник не пренебрегал этой любовью, угождая их вкусам. Портреты сыпались как из рога изобилия.

Академия дала Брюллову представление о точной технологии исполнения, что видно по сухим "школьным" штудиям обнаженной натуры. Живее и непосредственнее оказываются короткие зарисовки бистром, сепией, карандашом, например, "Улица в Помпее" (1828, Париж, частное собрание) или "Горные охотники" (1835, ГТГ). Заветы академической школы прочитываются в живописных произведениях: правильно переданный объем, классические темы, театральные позы и жесты и т.д. Брюллов выбирает акцентную часть в композиции и доводит ее до максимально проработанного состояния. Самым тщательным образом он трактует лица, затем костюм и совсем забывает о пейзажной или интерьерной среде, в которую погружен объект изображения. Во всех работах фон остается в буквальном смысле вторым планом, театральным задником. Целостная цветовая композиция его не интересует, поэтому произведение "распадается" на части: отдельно - лицо, отдельно - все остальное, что на незаконченных картинах производит почти сюрреалистическое впечатление, так как рвется ткань самой живописи.

Работы Брюллова в первую очередь иллюстративны. Они призваны для того, чтобы поведать о мифологическом, историческом сюжете или красиво передать образ портретируемого. В таком отношении к своей профессии он адекватен как культурным парадигмам восприятия живописи в тот исторический период, так и собственно себе как художнику.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1614
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1812
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1922
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4293

Другие новости