0
714
Газета Культура Интернет-версия

14.07.2000 00:00:00

Новый стиль - добродетель

Тэги: Китано, кино


В МОСКВЕ проходит Фестиваль японского кино. Открылся он фильмом "Кикуджиро", снятым самым известным современным режиссером Такеши Китано, ставшим культовым при жизни. Он создал свой собственный стиль: жестокий и ироничный триллер, чередующий тягучие паузы с внезапными сценами насилия. Стиль Такеши радикально отличается от подавляющего большинства восточных фильмов, его жестокость - вялая и статичная, заторможенная и отстраненная. Он лепит сцены не ради эффекта, режиссера интересует психологическая ощутимость эпизодов.

Герои Такеши - современные самураи. Бандиты они или полицейские, главное в них - верность традиции. Они постоянно думают о смерти и поэтому не боятся ее, ибо готовы к ней. "Путь самурая - это путь к смерти". В большинстве фильмов Такеши Китано играет сам. Его наполовину парализованное лицо - результат аварии - также напоминает о смерти, которая близко.

Квентин Тарантино считает Такеши своим учителем. Именно под влиянием японского мастера создавалось его "Криминальное чтиво". Поэтому вдвойне была интересна новая работа режиссера, в которой он предстал в абсолютно новом для себя амплуа, сняв добрую историю. В "Кикуджиро" нет жестокости и насилия, только сердечная теплота, наполняющая фильм до краев.

Наступает лето. Маленькому Масао не с кем играть, его друзья уехали на море. Масао никогда не видел своей мамы и решает найти ее. Сопровождать его берется Кикуджиро (Такеши) - мелкий бандит, бездельник и бабник. Наглый, горластый и безответственный Кикуджиро - полная противоположность тихого и скромного Масао. Вместо того чтобы искать маму, они отправляются на бега (в Японии это велосипедные гонки), где мальчик выигрывает для Кикуджиро кучу денег. С этого момента начинается их авантюрное путешествие. Мама так и не находится, но Масао увидел мир, полный чудес и неожиданностей. Путешественники становятся закадычными друзьями. Сцена прощания: мрачную гримасу на парализованном лице Кикуджиро сменяет улыбка, мальчик бежит домой. За его спиной болтается голубой рюкзачок с двумя белоснежными крылышками.

Черты Кикуджиро Такеши позаимствовал у своего отца - циника и обаятельного проходимца. Такеши движется по спирали, пройдя через радости удач и жестокость провалов, пройдя через насилие и в фильмах, и в жизни (страшная авария переломала ему не только все кости, но и карьеру), он вернулся к радостному и счастливому детству.

Персонажи фильма выписаны с такой нежностью, что скупые слезы умиления появятся и на суровом мужском лице. Только после просмотра "Кикуджиро" можно почувствовать, как нам не хватает кино о добре и счастье. Первым нарушителем негласного запрета на подобные фильмы стал известный голливудский экстремист Дэвид Линч. Всю жизнь изучавший природу зла, он снял недавно сентиментальную "Простую историю" - о дедушке, едущем на газонокосилке из одного штата в другой, чтобы повидать заболевшего брата.

Дэвид Линч в Америке и Такеши Китано в Японии выдали на суд зрителей две картины, где лиризм заменил страх, медлительность подвинула саспенс, а искренность заняла место надуманности. Станет ли этот стиль действительно модным у зрителя, привыкшего к спецэффектам?

А что же, собственно говоря, Фестиваль японских фильмов. Здесь бал правят голливудские стандарты. Триллер по-японски ("Звонок"), подростковые ужасы по-японски ("Рассказ об одной школе"), триллер по-японски ("Исцеление"), фантастический боевик по-японски ("Гамэра-3. Возвращение дьявола"), мелодрама по-японски ("Любовь Наби"). Единственное "светлое" пятно (не считая "Кикуджиро") - документальный фильм "Полуденные звезды". Фильм посвящен художественному творчеству семерых умственно отсталых людей. Картину покажут в последний день фестиваля - 14 июля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
258
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
248
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
180
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
35

Другие новости