0
1516
Газета Культура Интернет-версия

27.07.2000 00:00:00

Высокие прыжки

Тэги: НьюЙорк, балет, Большой


АЖИОТАЖ, который царил в Нью-Йорке по поводу появления балета Большого, впервые за 10 лет достиг апогея, когда в Нью-Джерси (соседний с Нью-Йорком штат, где закон позволяет поднимать цены на билеты) цена на билет на первый спектакль "Жизель" доходила до 350 долларов. В кассе самого Линкольн-центра билеты исчезли давно: в New York State Theatre, в котором выступает Большой, они были полностью проданы еще накануне приезда труппы. "Нью-Йорк таймс" отметила, что "появление Большого в Нью-Йорке - самое значительное культурное событие по самым высоким меркам". (По признанию администрации фестиваля, они могли бы продать театр трижды на спектакли Большого.) Попасть на первый спектакль смогли самые влиятельные люди, престижные корпорации, оказывающие финансовую поддержку фестивалю. Балетоманы, как в старые добрые времена, брали театр в осаду в ожидании лишнего билета.

После триумфальных пятинедельных гастролей по пяти крупнейшим городам США, после всех восторженных рецензий в центральной прессе Америки труппу Большого в Нью-Йорке ждали с большим нетерпением, тем более что репертуар для Нью-Йорка был абсолютно иным: сюда Большой привез "Жизель" в постановке Васильева (4 спектакля) и концертную программу (3 спектакля), включающую "Аппиеву дорогу" из "Спартака", гран па из "Дон Кихота", "Тени" из "Баядерки" и, что было, как отметили американцы, "отважным и смелым решением", - "Симфонию до мажор" Баланчина, столь громко прозвучавшую дома в Москве. Эту программу Нью-Йорку предстояло увидеть в исполнении "любимицы" Америки - Нины Ананиашвили, Светланы Лунькиной, Галины Степаненко и уже получившей признание на американских гастролях, особенно за "необыкновенный прыжок", Марии Александровой и, конечно, сильнейшего молодого мужского состава, которым, как отметила элитная "Уорлд Стрит Джорнал", может гордиться любая труппа: Сергей Филин, Андрей Уваров, Дмитрий Белоголовцев, Николай Цискаридзе и другие.

Большой начал свои выступления с "Жизели". Накануне, рассказывая о своей постановке Михаилу Барышникову во время их встречи в популярном нью-йоркском ресторане "Русский самовар", Владимир Васильев вспоминал, что всегда хотел станцевать Иллариона и поэтому уговаривал Леонида Лавровского поставить этот образ на него. И только Галина Уланова, потратив почти 2 года на уговоры, убедила Васильева танцевать Альберта. По иронии судьбы именно эта роль была в его артистической карьере самой часто исполняемой, особенно за рубежом. На это Михаил Барышников заметил, что и в его творческой жизни это также была самая исполняемая роль, так как в их время редакции "Жизели" мало чем отличались друг от друга и с одной репетиции можно было танцевать спектакль.

На следующий день после первого исполнения "Жизели" "Нью-Йорк таймс" и ее самый взыскательный критик Анна Киссельгофф напишет, что Ананиашвили показала "прекрасный безупречный танец, особенно арабески во втором акте, красота которых ослепляла". Про Сергея Филина - что он "прежде всего великолепный классический танцовщик". Но не только главные исполнители стали героями этого незабываемого вечера. Про Мирту Марии Александровой Киссельгофф пишет, что эта "грациозная балерина в широком экспрессивном стиле Большого" прекрасно справилась со своей партией, так же как и Александр Петухов в роли Лесничего. Четверка в первом акте, особенно мужской танец, буквально потрясла зал: Денис Медведев, Ян Годовский, Андрей Болотин, Андрей Евдокимов были безупречны по технике, слаженности, синхронности в своем исполнении этого красивого танца. Отдельно нужно сказать о кордебалете, который "Daily News" описала как "самый впечатляющий, который представляет незабываемый образ изящества и точности", к чему "Нью-Йорк таймс" добавила "восхитительную вышколенность". Оркестром Нью-Йорк-сити Опера на всех спектаклях в Нью-Йорке дирижирует Александр Сотников. Финал спектакля и поклоны артистов зрители, до отказа заполнившие этот зал на 2800 мест, встретили 15-минутной овацией и криками "браво".

Однако не все было радостно в этот день, так как юная Светлана Лунькина повредила ногу во время репетиции накануне (врач запретил ей выходить на сцену), и, учитывая, что на следующий день она должна была солировать в первой части "Симфонии" без страховки, ситуация была более чем серьезной. Оставались сутки до спектакля, и нужно было срочно найти замену травмированной балерине. Как впоследствии пошутил Алексей Фадеечев, он решил сделать подарок Анастасии Горячевой в день ее рождения: 19 июля ей исполнилось 20 лет. Почти 24 часа без отдыха репетировала с ней Татьяна Терехова. Когда критики и балетоманы услышали эту историю, они не могли поверить, что такое вообще возможно: сложнейший Баланчин за 24 часа?! И успех! Статья в "Нью-Йорк таймс" после этого спектакля так и называлась: "Драма за кулисами демонстрирует истинную мощь Большого".

Концертная программа была составлена, чтобы показать величие, красоту и мощь не только ведущих солистов, но и кордебалета, как мужского в "Аппиевой дороге", так и женского в "Тенях", равно великолепно исполняющего русскую классику и Баланчина. И если первое отделение с привычным для Большого репертуаром напоминало публике о его великих традициях, про "Симфонию" можно было сказать русской пословицей: "В Тулу со своим самоваром", ведь театр Нью-Йорк-сити - родной дом Баланчина, где, по рассказам, он смотрел спектакли из правой передней кулисы и где выступает созданная им труппа с его балетами, специально поставленными для нее. Американский зритель знает эти балеты наизусть и, как говорится, из первоисточника. Джон Тарас и Татьяна Терехова, сделавшие этот балет в Большом, волновались не меньше артистов. Поэтому, когда зрительный зал встал, приветствуя танцовщиков Большого после "Симфонии" громом аплодисментов, всеобщей радости не было границ. Педагог Андрей Крамаревский (в прошлом солист балета Большого театра), долгое время работавший у Баланчина, сказал, что Мистер Би был бы счастлив увидеть такое исполнение "Симфонии". Джордж Тарас направил письмо труппе Большого: "Мне очень трудно найти слова, чтобы выразить мою благодарность всем вам. Я надеюсь, вы почувствовали реакцию нью-йоркской публики прошлым вечером, когда занавес опустился после "Симфонии". Вы превзошли себя, и мы в Америке благодарны вам за то, что вы так любите классический балет. Прошу вас, оставайтесь такими, какие вы есть: не только танцовщики, но и многогранные артисты, способные танцевать не только старую классику, но также все что угодно, что может еще быть в будущем. Вчера на сцене я видел 52 звезды - видение, которое я не забуду никогда в жизни. Моя благодарность Татьяне Тереховой, Алексею Фадеечеву и всем, кто работал с вами, особенно Александру Сотникову, который прекрасно дирижировал. Еще раз "СПАСИБО" за великолепную работу".

Газеты констатировали то, что обычно упускают из информации о спектаклях Большого наши московские критики, что "исполнение балетом Большого "Симфонии", ставшей заключительным аккордом концерта, заставило зал встать и стоя приветствовать артистов Большого овацией такой силы и длительности, удивившей, кажется, даже самих артистов". В "Симфонии" великолепны были, по признанию "Нью-Йорк таймс", Андрей Уваров и Сергей Филин, а также Дмитрий Белоголовцев с его "сверхвысоким прыжком".

Мария Александрова в гран па из "Дон Кихота" и "Симфонии" была названа "золотой танцовщицей". Ее выступление с Николаем Цискаридзе в третьей части дало балету Баланчина тот воздух, воодушевление и энергию, которые в нем были заложены изначально. Для их прыжков и динамики сцена казалась слишком мала.

"Нью-Йорк таймс" перечисляет все достоинства артистов, начав с "безупречного исполнения" Галины Степаненко и Николая Цискаридзе. Наверное, самый строгий судья на этом вечере Владимир Васильев сказал, что это был, пожалуй, лучший спектакль Галины. "Нью-Йорк таймс" отметила "новизну в стильной форме мужского состава от кордебалета до ведущих солистов. Они двигаются с легкостью от классической точности до экспрессивного и атлетически модного танца в "Спартаке". Фрагмент из "ветерана" репертуара Большого "Спартака" по-прежнему демонстрирует полную отдачу каждого артиста.

После концертной программы на спектаклях Большого побывали Наталья Макарова и Михаил Барышников. В следующий раз в концертной программе в "Симфонии" уже смогла выступить поправившаяся Светлана Лунькина.

Нью-Йорк


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1436
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1638
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1745
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4051

Другие новости