0
3678
Газета Культура Интернет-версия

12.08.2000 00:00:00

Шотландцы учатся произносить слово "Арвайдан"

Тэги: театр, фестиваль


театр, фестиваль Танец живых из спектакля "Арвайдан".

ФЕСТИВАЛЬ в Эдинбурге, уличенный было критиками в отсутствии стержня и генеральной идеи, продолжается. Россию-2000 на нем представляют пианист Григорий Соколов и театр Виолы Ходовой из Северной Осетии с проектом "Арвайдан" (в переводе с осетинского "Небесное зеркало").

Европа. Август. Шотландская столица развлекается. По счастливому стечению обстоятельств крупнейший фестиваль Старого света является еще и самым престижным. Звездным. Получить приглашение в Эдинбург - само по себе означает признание творческих достоинств. Марлен Дитрих, Мария Каллас, Марсель Марсо, Леонард Бернстайн, Дмитрий Шостакович, Шарль Азнавур, Галина Вишневская, Мстислав Ростропович, Ричард Бартон, Лучано Паваротти - его история. 500 тысяч зрителей - его поклонники. Тысячи театральных, оперных, балетных, цирковых представлений - в его программе. Большой театр в 1991 году и Мариинский в 1994-1995 годах на сцене Playhouse Theatre - часть его прошлого. "Небесное зеркало", четырежды повторенное в PHTh, - штрих настоящего.

На фоне экзистенциальной фрустрации, изощренных поисков смысла, обилия обнаженной натуры в разножанровых постановках и небогатого драматического меню архаика народных традиций осетин в современном исполнении, оформлении и осмыслении выделяется простотой и ненадуманностью. Ее художественное воплощение дразнит зрительный зал запоминающейся яркостью символов.

Рецензент газеты "Gerald" дал "Небесному зеркалу" четыре балла из пяти возможных, впечатленные увиденным организаторы рекомендовали обрядовое действо к участию в последующих фестивалях. На всех спектаклях - аншлаг. Совсем неплохо для европейского дебюта. И очень неплохо для проекта-первенца молодого театра, руководителю которого Виоле Ходовой (автору идеи, костюмов, оформления сцены) были посвящены труднопереводимые по причине почти восточной пышности восторженных эпитетов печатные похвалы.

Человек рождается, чтобы жить. И умереть.

Мысль логически безупречная. Для "Небесного зеркала", четко разделенного в цветовом и смысловом решении на три части, она является основополагающей. Как бы человечество в своем упорном провинциальном стремлении ни старалось сузить мир до размера большой деревни, оно не умеет ничего изменить в этой мифологической троичности. Жалкие потуги.

Рождение - жизнь - смерть. Белый - красный - черный. Свой страх высоты и боязнь открытых пространств оно называет цивилизацией. Не знавшие ее оков предки были своими в безграничном пространстве покоящейся на плечах Атлантов Вселенной, достигали гармонии с окружающим миром, умея молиться и мириться с неизбежным. Им лучше удавалось содержание, нам - форма.

90 минут оригинальной хореографии (постановщик танцев Тимур Сикоев), экспрессивного музыкального священнодейства (композитор Жанна Плиева), обрядовых песен, исполняемых вживую хором из 32 человек, не есть точное отражение архаики на поверхности века ХХ. Время всегда дает искажение. В данном случае еще и простор для творческого созидания.

"Арвайдан" задумывался не как театрализованная иллюстрация к ожившему учебнику по этнографии, а как самостоятельное художественное произведение, поэтому "Зеркало" он представляет собой символическое. Фестивальные критики поймали эту не замеченную публикой "ошибку". Впрочем, она оставалась на виду, и не разглядеть "обман" было бы все равно, что принять стилизацию пещерных рисунков на гладкой стене современной квартиры за оригинал, а саму гостиную за стоянку первобытного человека.

Но вот вопрос, что могло так заинтересовать и понравиться англичанам и шотландцам, составляющим основную часть посетителей эдинбургского Playhouse Theatre, в "Небесном зеркале" продукте неизвестной им национальной культуры? Возможно, почти позабытая Европой модель архаического общества, где человек не одинок от рождения и даже в смерти. Другая система координат, точка отсчета, этническая самобытность, невольно противопоставляемая фаст-фуду массовой культуры. Успех "Небесного зеркала" на родине, у зрителей Северной Осетии, откуда, минуя столичные подмостки, оно и отправилось в Эдинбург, понятнее. Осетины и сегодня молятся Всевышнему по радостным поводам над тремя (символизирующими триединство: Бог, солнце, земля) пирогами, не отрицают технических достижений цивилизации, но при этом стремятся сохранить самобытность национальных традиций и обычаев. Но теперь, разумеется, никто, как это было прежде, не развязывает узлы на веревке, шепча заклинания у постели роженицы и не исполняет в свадебную ночь танец плодородия. В жизни народа уже нет многого из того, что играют артисты на сцене. В роскошных, сшитых специально для этого проекта в мастерских Большого театра костюмах.

Однозначное и единодушное зрительское одобрение, хотя и разделенное географически параллелями и меридианами, свидетельствует о точном попадании в цель создателей и исполнителей "Небесного зеркала" и неизменности интереса ко всему аутентичному, что по определению не попадает на свалку консервных банок Энди Уорхола, носящую название массовая культура. В данном случае она скорее общечеловеческая.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Денис Писарев

0
504
Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
4794
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2577
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
6061

Другие новости