0
884
Газета Культура Интернет-версия

19.08.2000 00:00:00

Ностальгия по-фински

Тэги: Тампере, фестиваль, театр


ЕЖЕГОДНЫЙ фестиваль в Тампере удивил добротной старомодностью. Если в прошлом году спектакли были больше ориентированы на эпатаж, то нынешним летом заметно было тяготение к "старым формам". Спектакль Шведского театра (Хельсинки) "В ожидании Годо" игрался в традициях скучноватого психологического театра, постановки современных финских пьес отличались бытовой достоверностью и основательностью. Лучшим, пожалуй, стал спектакль "Трамвай "Желание" по Уильямсу ("Q-театр", Хельсинки) - крепкая режиссура, выстроенные роли. Особенно хороша Бланш - Мари Перанкоски. Спектакль неуловимо напоминал "Шум и ярость" Фолкнера, который Сергей Женовач поставил когда-то у "фоменок".

Фестиваль выявил ностальгическую ноту, характерную, кажется, не только для театра, но и для финского общества в целом. Вопросы идентичности всегда волновали небольшую нацию, но пять лет пребывания в Европейском сообществе развили, быть может, подсознательную боязнь унификации. Кто мы и кем были раньше - вопрос для финнов немаловажный.

Ностальгия проявляется не только на сцене. Возьму на себя смелость утверждать, что в Финляндии как нигде культивируются предметы старого обихода. Речь идет не об антиквариате: собираются, продаются, экспонируются предметы быта - от детских колясок и игрушек до открыток, фотографий, будильников, кухонной утвари. Только в Тампере, например, есть Выставка кандалов и наручников, Музей кофейной чашки и Музей охладительных установок! Апофеозом является Музей рабочего быта, где повседневность возведена на уровень поэзии и философии. То же - и в театральных декорациях; едва ли не в каждой постановке присутствует, например, пузатый холодильник - аналог нашего "ЗИЛа".

Есть ностальгия и более глубокая - один из спектаклей игрался на шведских диалектах, употребимых когда-то в Финляндии, которые сейчас трудны для понимания. (Любопытно, что эстонский студенческий спектакль, показанный в рамках офф-программы, был построен на очень древних песнях.)

Песенный, цирковой, танцевальный спектакль "Гекко" (антрепризная постановка из Хельсинки) построен, с одной стороны, на африканских ритуалах, с другой - откровенно отсылает к 60-м годам. Главным образом это относится к жанру. Когда-то появился на советской эстраде феномен "спектакля-концерта" - чередование разных номеров, помещенных в однородный контекст (в данном случае - веселые танцы, пластические этюды, песни и т.п.). Все это, несмотря на профессионализм актеров, интересно лишь первые четверть часа - искусство, построенное на одних положительных эмоциях, утомляет.

На этом фоне выделялся старый спектакль "Шинель" болгарского театра "Кредо". Гоголь предстал в традициях площадного театра, балагана, вертепа. Два усатых рассказчика - Грицько и Панас, одновременно замысловатая и наивная конструкция, из которой, словно по волшебству, можно сделать и Петербург, и Акакия Акакиевича, и портного Петровича. Что-то отцепляется, разматывается, складывается, раскладывается - и готова новая мизансцена и новый поворот сюжета. Но за этим хитроумным решением и огромной энергией актрисы Нины Димитровой не всегда можно было разглядеть "маленького человека". Прошло уже три четверти спектакля, и только тогда Башмачкину понадобилась новая шинель. Да плюс к тому - долгая экспозиция, и кода, и как минимум три финала. Но во всяком случае, это оригинально: такого Гоголя мы, пожалуй, еще не видели.

Но больше всего, ждали, конечно, выступления московской Таганки, которая привезла спектакль "Марат/Сад" (опять ностальгия?). Профиль Ирины Линдт, исполнительницы Шарлотты Корде, стал эмблемой фестиваля, которую можно было видеть повсюду - на рекламных щитах, афишах и майках. Актриса поразила финских зрителей не только внешними данными - все отметили многообразие ее дарования: тут тебе и игра на скрипке, и пение, и чечетка, и акробатика. Да и сам спектакль порадовал техничностью, слаженностью, почти математической точностью движений. Однако кто-то из финских театралов, помнивших еще старую Таганку, заметил, что тридцать лет назад Любимов мог бы сделать из этой пьесы выдающийся спектакль, а сейчас получилось лишь отменное шоу. Сохранилась таганковская форма, но из плоти ее ушла энергетика и политический заряд. Кто-то возражал, что, напротив, столь сложная и не лишенная дидактизма пьеса препарирована так ловко, что ее приятно и легко смотреть. Так или иначе, Таганку не отпускали со сцены минут двадцать, а Любимов выбегал на поклон столь же лихо, как и его молодые артисты.

На спектакль "В ожидании Годо" пришла президент Финляндии Тарья Халонен. Одетая в очень скромный брючный костюм и с шарфиком на шее, она вошла в зал, где уже разместилась публика, и села на свое место. Рядом были обыкновенные зрители. После спектакля Халонен отправилась "на Таганку" (напомним, что в дни визита в Москву она побывала на последней премьере этого же театра - "Евгений Онегин").

Жизнь в Тампере и сама по себе оказалась театрализованной. Несколько раз попадались группки смешно одетых девушек, которые, держась за длинные веревки, распевали песни. Наиболее нелепо одетая шла в центре, с плакатиком на спине - такого-то числа состоится свадьба. Это подружки прощались со своей товаркой, которую ждет теперь замужняя жизнь. А пожилая респектабельная дама шла по улице украшенная кроличьими ушами - она возвращалась с какого-то праздника.

Одна ночь была объявлена "ночью событий". До утра город жил самой разнообразной культурной жизнью. В каком-то ресторане устроили "ностальгический" (!) вечер - там танцевали вальсы; в большом книжном магазине прозаики представляли свои произведения, в помещении городской библиотеки проходил поэтический турнир. В освещенной витрине парикмахерской девушка в красном танцевала фламенко. Каждое мероприятие нашло свою аудиторию.

И это соседство порой оказывалось для театра не самым выигрышным.

Тампере-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1261
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3350
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1903
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2205

Другие новости