0
1785
Газета Культура Интернет-версия

29.08.2000 00:00:00

Рой Андерссон: "Мне хорошо с Чеховым, Достоевским и Ильей Репиным..."

Тэги: андерссон, кино


андерссон, кино Шведский режиссер Рой Андерссон.
Фото автора

- ГОСПОДИН АНДЕРССОН, вы когда-нибудь были в нашей стране?

- Я всегда любил Россию и мечтал глубже изучить русскую культуру. Приезжал в 1970 году. Целую неделю был гостем Московского кинофестиваля, куда привез "Историю любви". Поездка запомнилась на всю жизнь. "Баллада о солдате", "Дама с собачкой", "Судьба человека" - такие глубокие и любимые мной картины... Вспоминаю, как был в гостях у одного известного режиссера (его имя я, к сожалению, не помню), который был в восторге от французского кино и пытался мне доказать, что оно интереснее советского. А я доказывал ему обратное.

- А как вы относитесь к шведскому кинематографу?

- В большинстве своем шведское кино было и остается лишь развлечением...

- Чего не скажешь о ваших картинах...

- Я стараюсь совместить серьезное искусство и развлечение.

- Думаете, это возможно?

- Пытаюсь. Каждый художник хочет собрать широкую аудиторию. Нужно научиться балансировать, сохраняя вкус и снимая фильмы, понятные большинству. Подчас сделать это бывает крайне трудно.

- После "Гиллиапа" вы долго не снимали...

- Да. Но интересно, что тот период простоя психологически прошел для меня намного легче, чем успех, свалившийся после "Истории любви". Успех и аплодисменты, на мой взгляд, лишь опустошают душу. Тогда, после "Гиллиапа", Шведский институт кинематографии не давал мне денег на новые картины. В сложившейся ситуации я решил построить собственную студию. Стал снимать рекламные ролики, которые фактически сформировали мой художественный стиль.

- Чем вам интереснее заниматься - снимать полнометражные фильмы или рекламные ролики?

- В 70-е годы качество рекламных роликов находилось на высоком уровне. Тогда они только-только появились на телевидении. Сейчас реклама заполонила телеэкраны, и ее качество оставляет желать лучшего. Поэтому снимать их совсем не хочется.

- Большинство ваших героев противостоит толпе. А вы оказывались в подобной ситуации?

- Я не выступаю против толпы, я выступаю против тех, кто стоит у руля. А власть не любит оппозицию. Задача и обязанность художника - все время ее раздражать и задавать новые вопросы.

- Как художник в такой благополучной стране, как Швеция, может раздражать власть?

- Очень просто - делать карикатуры, писать памфлеты.

- А что вас раздражает в системе, в которой вы находитесь?

- Некомпетентность и непрофессионализм стоящих у власти. Их недальновидность. Они не интересуются вопросами руководства, они заботятся только о себе и своих деньгах.

- Чувствуете ли вы сейчас давление стоящих у власти?

- Это не всегда вопрос умышленного давления, я бы назвал это давлением некомпетентности. Результатом некомпетентности и является давление.

- Но сейчас, после успеха на Каннском кинофестивале, к вам отношение поменялось?

- Да, но теперь я использую ситуацию, чтобы раздражать еще больше (смеется). Общество разделилось - у меня есть друзья, но есть и те, кто не разделяет мою точку зрения. Думаю, что мои "Песни со второго этажа" произведут эффект разорвавшейся бомбы. Этот фильм должен быть интересен и молодым, и старым.

- Вы оптимист?

- Наверное, да. Я верю в человека и человеческие ценности. Пытаюсь в своих картинах показать, как нелепы законы, по которым мы живем, и как система может подавлять человеческие возможности. В результате нормальные люди превращаются в растерявшихся. Я намерен продолжать рассказывать о тех, кто унижает, - и о тех, кто ощущает себя униженным. Моя задача - предотвратить унижения.

- Почему вы выбрали тему растерявшегося человека?

- Я вырос в бедной семье. Родители мои переехали из деревни в Гетеборг, чтобы заработать на хлеб. Так получилось, что всю жизнь они прислуживали в богатых семьях. Не скрою, по своим убеждениям отец был коммунистом, мама разделяла позиции социал-демократов. Я вырос на этих идеях, они мне и сейчас близки, хотя членом партии я никогда не был. Во времена моего детства бедняки получали приличные социальные пособия, а их дети имели возможность учиться в хороших школах и гимназиях. Я принадлежу к первому поколению шведских бедняков, которые могли поступать в университеты. Перед глазами до сих пор такая картинка - чтобы добраться до школы, приходилось на трамвае переезжать из своего бедного района в дорогой. И когда я приезжал туда, мне страшно хотелось быть похожим на детей из высшего сословия. А вернувшись на этом же трамвайчике обратно в бедный район, нужно было опять "перестраиваться". Парадокс - с одной стороны, я ненавидел этих детей, а с другой - мечтал быть на них похожим. Вскоре, преодолев себя, я понял, что аристократа по духу можно встретить и среди простого народа.

- Как вы оцениваете творчество коллег?

- Многие из них сознательно облегчают свою жизнь, берясь за заведомо коммерческие темы. Поэтому я не ожидаю от них многого, они слишком ленивы и безответственны.

- Как складываются ваши отношения с Ингмаром Бергманом?

- У него несколько иной взгляд на жизнь, он представитель иного социального слоя. Бергман поднимает вопросы, стоящие вне острых проблем общества, - это проблемы высшего класса с его вечными поисками Бога и любовными переживаниями. Он делает совсем другое кино. Мне же хорошо с Чеховым, Достоевским и Ильей Репиным (смеется).

- Есть ли у вас мечта, которая еще не сбылась?

- Я еще не достиг той режиссерской планки, которую себе наметил. Уверен - мог бы снять кино еще лучше. Верю, что смогу изменить язык нашей кинематографии, зажатой традициями английской драматургической школы. Режиссеру необходимо ощущать себя свободным от условностей, дружить с ассоциациями и создавать свободный кинематографический язык. Хочется делать "арт-кино", интересное для большой аудитории.

Стокгольм-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1600
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1797
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1908
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4281

Другие новости