Театр оперетты к реконструкции готов.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)
Здание, в котором располагается Театр оперетты, отличается от первоначального примерно так же, как снесенное здание - от восстановленного. После пожара 1906 года от здания фактически ничего не осталось. В 1936 году его снова сильно перестроили, "украсив" элементами советского стиля, налепив серпы и молоты, переделав антураж под требования времени. Подсобные помещения, которые занимает театр, - это часть усадьбы XVIII века, внешний вид которой также сильно изменен.
Как только мы решили приступить к вопросу о реконструкции, в Министерстве культуры была создана специальная комиссия, которая, изучив дело, не обнаружила в здании архитектурных ценностей. И тем не менее комиссия посоветовала нам не сносить дом полностью, а постараться оставить "в живых" его исторически ценные и важные элементы.
Сегодня здание находится в жутком состоянии. Так как оно строилось еще в 1897 году, фундамент на 80% утратил прочность. Новые подпорки также находятся в негодном состоянии. В здании театра - три крупные трещины вдоль всей сцены, и от вибрации они постоянно увеличиваются.
В частной Опере Зимина никогда не было карманов и арьеров для хранения декораций. Это была антреприза, и тогда игрался один спектакль целый сезон или же подряд в течение нескольких месяцев. Все декорации находились на сцене, их не нужно было каждый раз монтировать заново. Все же остальное хранилось на маленьком дворе при театре. У нас же театр - репертуарный, каждый сезон играется двадцать названий. Мы не в состоянии справляться с таким количеством декораций, которые хранятся в ангаре, вдали от основного здания, и каждый день туда-обратно ходит транспорт. Это неудобно и очень накладно, как можно догадаться. К тому же сегодня сценическая техника заметно модернизировалась - современную световую и звуковую аппаратуру, которую мы подбираем для конкретных спектаклей, хранить также негде.
Читателям, думается, будет небезынтересно узнать, что наше здание сделали памятником культуры только тогда, когда выяснилось, что здесь выступал Владимир Ильич Ленин, а не потому, что здесь располагалась знаменитая русская частная опера и пели великие. В свое время мы сняли табличку, на которой об этом знаменательном событии было написано, сейчас же ее хотят восстановить.
При правительстве Москвы недавно была создана еще одна комиссия, которая будет изучать условия реконструкции нашего здания. Если она все же когда-либо начнется, то непонятно, в каком виде восстанавливать дом - в первоначальном варианте, в послепожарном, советском или же надо заново отстроить так, как сейчас. Дирекция театра ратует за вариант, при котором здание сносится полностью. Строители делают нормальные технические помещения там, где сейчас находится фундамент, после чего восстанавливается привычный москвичам вид снаружи и изнутри (правительственная комиссия решит, какой из них привычней). В результате мы получаем то же здание (внешне такое же), но современное. Во всем мире сохраняют памятники культуры, но стараются приспособить к современным условиям. Мы хотим сделать то же самое.