ДАВНО известно - что русскому здорово, то для немца смерть. И не только для немца - редкий гражданин из стран благополучной Западной Европы способен конкурировать по части выживания со своими восточноевропейскими соседями. После начала нашей перестройки в Европе удивлялись железной хватке и непарламентским методам бизнесменов, хлынувших из бывшего СССР, теперь же в атаку пошли служители муз. На Западе их работоспособность растет в геометрической прогрессии. Ну какой, скажите на милость, английский музыкальный коллектив способен дать 40 концертов за 44 гастрольных дня? Максимум - 6 выступлений за гастроли, и не больше трех дней подряд! Да и то сочтут это страшным перенапряжением сил. А вот Национальная опера Молдовы может. И гонорар запросит невысокий. Вообще для многих музыкантов из стран СНГ и Восточной Европы 15 тыс. фунтов стерлингов за выступление - очень приличные деньги, а их британский коллега меньше чем за 28 тыс. и на сцену не выйдет.
При таком положении дел стоит ли удивляться, что лондонские театры и концертные залы заполонили гастролеры с Востока? И вот известные британские независимые симфонические оркестры, балетные и оперные труппы с родного музыкального рынка вытесняют их талантливые и голодные коллеги из бывших стран Варшавского договора. А организаторы гастролей и рады - хлопот меньше, прибыли больше. Одно из ведущих агентств, "Лидс интернэшнл сервис", заключило контракты на выступления в следующем сезоне с четырьмя зарубежными коллективами и ни с одним британским. Все пять коллективов, выступлениями которых занимается другое агентство, "Ю-Кей турс", тоже из Восточной Европы - и это только первые в длинной-длинной очереди. Похоже, что "капризные" британцы антрепренеров больше не интересуют. "У нас просто вырывают работу!" - возмущается глава Союза музыкантов Великобритании Деннис Скард. А председатель Ассоциации оркестров Великобритании, бывший руководитель Королевского филармонического оркестра Ливерпуля Энтони Льюис-Кросби жалуется, что "зарубежная конкуренция" неимоверно повысила рекламные расходы. И покрыть их можно только двумя путями: либо повысить цены на билеты, либо уменьшить гонорары музыкантам...
Не желая добровольно отдавать принадлежащий им по праву кусок пирога, британские служители муз обратились с отчаянным призывом к правительству. Ради спасения национальной культуры, заявили они, надо законодательно поставить все гастролирующие в Королевстве труппы в равные финансовые условия.
Правительство молчит, а Национальная опера Молдовы снова собирается в Лондон. Месяца в Кишиневе им хватило.