0
841
Газета Культура Интернет-версия

06.12.2000 00:00:00

Сто дней до конца сюжета

Тэги: Вэл Макдермид, Дашкова, детектив, роман


-ПЕРВЫЙ банальный вопрос: как вы дошли до "криминальной" жизни?

Вэл Макдермид. Просто у меня ничего не получалось в других жанрах, вот я и решила попробовать себя в crime fiction. Тут я по крайней мере знала, что от меня требуется: для начала мертвое тело, потом какой-нибудь инспектор, много или ни одного из подозреваемых, и чтобы в конце все как-то разрешилось. Дело в том, что, когда я начинала, английский детектив переживал подъем. Долгое время жанр находился в тени Агаты Кристи - детектив был головоломкой для любителя на фоне деревенского пейзажа. Но в восьмидесятых ситуация изменилась. Романы стали более социальными - в них действовали сильные персонажи "из жизни", которые находились в реальных жизненных обстоятельствах. Это привлекало меня - благо, будучи журналистом, я имела массу "жизненного материала". Все, что требовалось для написания хорошей книги - это сильный сюжет, яркие характеры, реальная среда и психологическая мотивация поступков. И они у меня были.

Полина Дашкова. Что касается меня, то мне просто захотелось написать роман - большой, интересный, сюжетный роман, который описывал бы не только состояние моего пупка или пищеварения, а был интересен читателю. Что касается сюжетов, то они просто валялись под ногами, бери и пиши. Так что я написала роман и отнесла в издательство, где мне сказали, что я написала детектив. До сих пор я не уверена в том, что я пишу детективы. Скорее, криминальные романы - написала девять штук за четыре года, сейчас заканчиваю десятый.

- Второй банальный вопрос: откуда вы берете сюжеты? под чьими ногами они валяются?

П.Д. На этот вопрос лучше всего ответил мой любимый писатель Стивен Кинг. В небесной кладовой, сказал он.

- А как же газеты, уголовные дела? Ими, говорят, пользовался еще такой мастер криминального романа, как Достоевский?

П.Д. Я не читаю газет, очень редко смотрю телевизор. Да, в основу романа может лечь подлинная история - например, та история о маньяке Михасевиче: пока его ловили, по подозрению посадили 15 человек, десять из них сознались и двух невиновных успели расстрелять. Да, я общалась с оперативниками, я читала уголовные дела, но это в большинстве своем очень скучные материалы. Так что чаще всего сюжеты появляются ниоткуда.

В.М. Иен Рэнкин, мой коллега, однажды на встрече с читателем не моргнув глазом сообщил, что, став известным, писатель получает от издателя адрес веб-сайта, где лежат тысячи сюжетов. Там он выбирает себе подходящий сюжет, платит за него двести долларов - и пишет свой роман. Конечно же, он шутил, но после встречи к нему подошел человек и с самым серьезным видом предложил пятьсот фунтов за адрес этого сайта. А вообще сюжет сюжетом, но никогда не надо забывать об очень важном элементе - фантазии, воображении писателя. Не так важно, откуда приходят к нам идеи. Важно, что мы с ними делаем. Я написала роман, в основу которого легло дело О. Джей Симпсона. Но мне был интересен не он как таковой, не феномен того, как знаменитость, которая приходит в твой дом каждый день по телевизору, становится серийным убийцей.

- В начале нашей встречи Вэл говорила о том, что жанр криминального романа - жанр социальный. Полина утверждает, что ее романы - прихоть фантазии, набор сюжетных ходов. Как быть?

П.Д. Когда человек пишет, он мало думает о социальной сверхзадаче. Я по крайней мере. Это потом современники угадывают за сюжетом те или иные проблемы, которые попадают в роман бессознательно. Я думаю, что сам жанр затягивает их в свою воронку. Но специально фокусировать внимание - нет, этого я не делаю.

- Вопрос к Вэл. Этим летом на литературном фестивале в Эдинбурге вы - или Рэнкин - произнесли замечательную фразу о том, что жанр криминального романа перетянул к себе главные темы "высокой" литературы: темы борьбы Добра и Зла, темы личности и так далее. Прокомментируйте, пожалуйста, эту мысль.

В.М. Мне кажется, что популярность криминальной литературы в Англии была вызвана как раз тем, что серьезная литература перестала говорить об этих проблемах. Литература в Англии отказалась от повествования, от сюжетности, она сосредоточилась сама на себе, на своих внутрицеховых болячках. Поэтому молодым писателям, которые по-прежнему хотят говорить на "большие темы", которым интересен сюжет, приходится выбирать жанр криминального романа. Криминальный роман - это единственная возможность для них говорить о добре и зле, о проблемах пола, о политике, о психологии личности и так далее. И еще один важный момент - в криминальной литературе мы умудрились сохранить чувство юмора.

- В Англии жанр классического "медленного", "камерного" детектива себя исчерпал. У нас в стране он и не начинался. В связи с этим вопрос к Полине - не хотите ли открыть этот жанр в России? И не будет ли этот проект более успешным, чем поднадоевший уже проект криминальной романистики?

П.Д. Мне интересно то, что я пишу. У меня получается так, как у меня получается. Что будет дальше - я не знаю. Меня часто спрашивают, не хочу ли я написать простой роман - без убийств. Пока не хочу. Может, в будущем захочу. Может быть, вернусь к стихам, которые когда-то писала.

- Все ясно. Тогда третий банальный вопрос: как быстро вы пишете роман?

П.Д. Я предпочитаю писать очень быстро, поскольку самое тяжелое в этом деле - прервать процесс. Очень трудно потом "входить". Но иногда приходится прерываться - у меня все-таки двое детей. Самый "быстрый" мой роман - "Никто не заплачет" - был написан за сто дней.

В.М. Полина абсолютно права: прерывать процесс мучительно. Обычно я пишу роман за шесть месяцев, но сейчас это все более проблематично, поскольку мои романы переводятся на многие языки, мне приходится ездить, общаться и так далее. Мои издатели считают, что мне вредно ездить в зарубежные поездки. Но они просто не понимают, сколько удовольствия я получаю от них - от таких, как, например, вот эта..

Записал Глеб Шульпяков


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1255
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
636
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3422
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2677

Другие новости