0
4733
Газета Культура Интернет-версия

08.12.2000 00:00:00

Что Вы хотите, Ирина Гринева?

Тэги: Театр, сцена, роль


Театр, сцена, роль Актриса Ирина Гринева. В антракте.

- Ваша Марина Мнишек производит сильное впечатление. Ирина, как вы получили эту роль?

- Играть Пушкина - уже великое счастье, а эту роль я всегда любила. Даже в Театр Станиславского показывалась с Мариной. И тут я узнаю, что английский режиссер уже набрал актеров на проект "Борис Годунов" и скоро приступает к репетициям. Я верю в то, что не мы выбираем роли, а они нас. И не расстраиваюсь, когда что-то уходит от меня. Но я все же решилась позвонить. "Здравствуйте, вам звонит актриса Ирина Гринева". - "Что вы хотите, Ирина Гринева?" - "Хочу показаться с Мариной Мнишек". - "А вы уверены, что вы Марина?" - "Абсолютно. Если меня увидит режиссер, играть буду я". - "Хм-м, понятно. Но играть будет другая актриса. Единственно, на что вы можете попробоваться, так это на народ". Через месяц чудесным образом помощник режиссера увидел меня в спектакле Владимира Агеева "Игра в классики" и пригласил на пробы. Что-то там не сложилось, и состоялся новый просмотр, меня приглашают на пробу... Сейчас люди вернулись к Чехову, Пушкину, Тургеневу. На нашей сцене появилось сразу несколько постановок Шекспира! Для того чтобы играть Пушкина, Шекспира, актеры должны быть подготовлены. Нам в процессе учебы многое недодали, и поэтому сейчас, когда мы сталкиваемся с классикой или с греческими трагедиями, непонятно, как их играть. Мне, например, не нравится, когда режиссер подгоняет текст под свое видение. Мне кажется, что задача - вскрыть текст. То, что хотел сказать Лермонтов в "Маскараде", Пушкин в "Борисе Годунове", - это гораздо больше, чем наши личные переживания. Деклан Доннеллан уже ставил Шекспира: "Много шума из ничего", "Буря" и так далее. К сожалению, я не видела этих спектаклей, но слышала отзывы. И вот он решается ставить "Годунова". Собирается команда блестящих актеров: Александр Феклистов, Женя Миронов, Леньков, Жигалов, Ясулович, Голуб, Толстоганова. Доннеллан мечтал об этой работе лет десять и хотел ставить "Годунова" именно с русскими актерами, понимая, что только они и смогут сыграть. Рассказанная Пушкиным история существует вне времени - всегда были и будут Лжедмитрии... Многие возмущаются, что Доннеллан перенес действие в наши дни и одел героев в современные костюмы. Он, наоборот, хотел показать именно безвременье. Ведь в спектакле живут костюмы и тридцатых, и двадцатых годов, и бальные платья, к примеру...

- Чем вас привлекает именно Марина Мнишек?

- Мне многие пушкинские героини нравятся. Марина - очень сильная роль, в одной сцене есть все. И любовь, и предательство, трагедия, есть комическая ситуация, страсть, горе, потеря - и все в одной десятиминутной сцене. У нее есть идея, мечта, которую она смогла воплотить. Она становится русской царицей, ее коронуют. Она правит Москвой две недели. Потом ее заточили в монастырь, откуда она непонятным образом исчезла. На Руси о ней слагали песни и в песнях называли ее сорокой...

- Обычно ее играют тщеславной женщиной, не понимающей любви.

- Это не так. Она любит Гришку, но только до тех пор, пока он царь, небожитель. Не может любить беглого монаха.

- Как работалось с Доннелланом?

- Мы приходили на репетиции, и все, и заслуженные артисты, делали этюды, как на первом курсе: "дойти до стены и обратно". Все ждали, когда же начнем репетировать. Оказывается, это и были репетиции! Все это нужно было для того, чтобы выработать общий язык. Кроме того, мир Доннеллана очень совпал с моим ощущением театра.

- Не было ли языковых проблем?

- Сначала он совсем не говорил по-русски, а к концу репетиций мы болтали по-английски, он - по-нашему. Прекрасно понимали друг друга.

- С каким настроением вы выходите на сцену?

- Как на войну... (Смеется). Это секрет.

- Не было желания заняться режиссурой?

- Я бы не хотела. Надо заниматься тем, что можешь. А это уже другая история. И вообще - это редкость, когда в одном лице удачно сочетаются режиссер и актер. Может быть, когда-нибудь я буду писать... У меня есть правило - делать записи каждый день, чтобы набить руку. Потом я беру из них сюжеты для сказок. Иногда пишу стихи.

- Для чего вы выходите на сцену?

- Я считаю, что на спектакле должен происходить катарсис. Должна присутствовать любовь от сердца к сердцу. Для меня это самое важное. Актер - вообще удивительная профессия. Люди зачастую не в состоянии сами выразить свои эмоции. Приходит человек в театр и видит себя. Мне очень нравится, как сказано у Томаса Манна. Поэзия - штука сложная, и если в ней нет заботы о Боге, тогда она превращается в беспутство. И на театре это действительно так. Каждая роль - это твое личное слово. До меня много, очень много актрис играли и Офелий, и Оливий, и Марин Мнишек. Играли прекрасно, виртуозно. Но не было меня, Ирины Гриневой, которая родилась здесь и сейчас.

- Возрастные роли вас не пугают?

- Меня - нет.

- Существует такое, что молодые актрисы блистают лет десять-пятнадцать, а потом не могут пережить переход в другое амплуа.

- Во-первых, у меня еще есть эти годы в запасе. А во-вторых, что можно сыграть в 18 лет? Сара Бернар в 84 года играла 18-летнюю девушку, и все хлопали, она была прекрасна. Я видела японскую актрису, в 50 лет читавшую монолог Джульетты, - и она была Джульеттой. И видела молодых красавиц, игравших Офелий, Джульетт, - они были безобразны. Для духа не существует возраста. Кроме этого есть много прекрасных возрастных ролей, например, Гертруда, леди Макбет.

- Как вы оцениваете нынешнюю ситуация в театре?

- Вы представляете, какие мощные актеры играли в одно и то же время: Даль, Высоцкий, Леонов, Миронов, Раневская, Смоктуновский, Евстигнеев? Невозможно даже перечислить. Какое богатое наследство, нужно только умело им воспользоваться. Нынешняя ситуация в театре прекрасная, появилось много молодых, талантливых актеров, режиссеров. Я думаю, скоро все наладится.

- Планы на будущее?

- Репетирую Нину в лермонтовском "Маскараде" с режиссером Шамировым. Намечается новая работа со Спиваком: "Закат" Бабеля, где я буду играть Марусю. Это в моем родном театре. И в "Моссовете" у Ольги Субботиной - роль Мата Хари. Это известная шпионка, знаменитая танцовщица. Роль потрясающе интересна. Но это будет еще не скоро.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
446
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
392
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
377
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
436

Другие новости