0
989
Газета Культура Интернет-версия

20.12.2000 00:00:00

Рождество в честь смерти

Тэги: Бах, концерт, музыка


"Год памяти Баха", приуроченный к 250-летию со дня смерти композитора, завершился в минувшую пятницу в Большом зале консерватории. Организаторы этого годового марафона (Немецкий культурный центр имени Гете и посольство Германии в Москве) порядком подустали, импортируя в столицу громоздкие ораториальные опусы, но смогли осилить все, что задумывали. "Рождественская оратория" - самое светлое и беззаботное из духовных сочинений Баха - была припасена, как можно догадаться, под Рождество.

При жизни Баха оратория целиком не звучала, да и не должна была звучать. Шесть ее частей-кантат были мудро рассредоточены автором по всей рождественской неделе, и ту или иную из этих кантат успевал послушать каждый житель Лейпцига. Традиция исполнять все части вместе относится уже к нашему веку. По сравнению со своими собратьями, мрачными и философскими пассионами по Матфею и Иоанну, оратория выглядит немного легкомысленно, чему, впрочем, находится очень простое объяснение: на рождественские службы в Германии ходила вся семья в полном составе - с детьми. Кормить подрастающее поколение мудреной полифонией и длинными ариями было бесполезно - Бах это прекрасно понимал. Поэтому и сочинил музыку живую и темпераментную, под которую хочется танцевать.

Но партии - как хоровые, так и оркестровые и сольные - в "Рождественской оратории" труднее, чем в других крупных опусах композитора. Российские исполнители - хор Академии хорового искусства и оркестр "Виртуозы Москвы" - перед барочной удалью несколько оробели. Выписанный из Германии Хельмут Риллинг, один из титанов европейского исполнительства и фанат баховской музыки (записавший добрую сотню дисков с Бахом), музыкантам, мягко говоря, не помог. Он брал быстрые темпы; хоры и арии не пропевались с должным тщанием и производили впечатление скороговорок. Группа сопрано из хора надолго запомнит этот вечер: тесситура в "Рождественской оратории" очень высокая и напряженная, и, догоняя руку Риллинга, хористки рисковали сорвать себе связки. Не очень удобно с дирижером было и интернациональному квартету солистов, из которого выделялись тенор Джеймс Тейлор и меццо-сопрано Сьюзан Платтс.

"Рождественская оратория", с которой часто связывают имя Рихтера (Святослав Теофилович под конец года собирал друзей и устраивал коллективное прослушивание сочинения), исполняется до обидного редко, но когда все-таки исполняется, тут уже не до изысков. Поэтому всем очень понравилось. Ведь кто знает: может, придется дожидаться следующего юбилея Баха, чтобы опять послушать его великий опус.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Почему Европе пора задуматься о собственном политическом будущем

Почему Европе пора задуматься о собственном политическом будущем

Олег Никифоров

На следующих федеральных выборах немцы ждут победы "Альтернативы для Германии"

0
1168
Искусственный интеллект на пороге коллапса

Искусственный интеллект на пороге коллапса

Анастасия Башкатова

Под вопросом окупаемость инвестиций и качество нейросетей

0
1790
Верховный суд запретил сомневаться в судьях

Верховный суд запретил сомневаться в судьях

Екатерина Трифонова

Разговоры о намерении вынести обвинительный приговор не считаются нарушением этики

0
1275
Системная оппозиция дала заднюю в отношении мессенджера Max

Системная оппозиция дала заднюю в отношении мессенджера Max

Дарья Гармоненко

Парламентские партии резко снизили градус протестной риторики в защиту свободного интернета

0
1501

Другие новости