0
1208
Газета Культура Интернет-версия

11.01.2001 00:00:00

Любовь нечаянно нагрянет

Тэги: кино, фестиваль


кино, фестиваль Сергей Лаврентьев накануне открытия "Ликов любви"

- ПОСЛЕ прошлогоднего успеха фестиваля "Лики любви", когда была взята высокая планка, понадобились серьезные усилия, чтобы ее удержать, не так ли, Сергей?

- Успех был в основном за счет эротической ретроспективы "История греха", извлеченной буквально из-под глыб рухнувших режимов бывшего соцлагеря. Не только публика, но и критика ничего не знала про показанные фильмы, в основном полузапрещенные и малопрокатные. И все были в шоке: оказывается, и до Тарантино существовал кинематограф. Нынешняя ретроспектива "ХХ век. Тоталитарные романы" не такая эпатажная. Когда она задумывалась, это было чистое ретро, но возникшая вдруг мода на советский патриотизм резко ее актуализировала. В коллекции представлены наиболее значительные европейские картины про любовь при фашизме и коммунизме. Молодежь не видела этих картин никогда, но, боюсь, ее зрителями станут главным образом пенсионеры. Молодые зрители, увы, не слишком интересуются прошлым┘

- Зато анонсы в печати сулят экстремальное кино в конкурсе. Если это не обычная рекламная риторика, то что за экстрема имеется в виду?

- В конкурсе действительно будет ряд картин, достаточно знаменитых и достаточно скандальных. Например, мексиканский фильм "Сука - любовь" Алехандро Гонсалеса Иньяритту, получивший Главный приз на МКФ в Токио и приз "Недели критики" в Канне. Это грандиозная оратория на темы любви.

- Без зоофилии, надеюсь?

- Этого нет категорически. Есть косвенные сопоставления взаимоотношений человеческих и собачьих, как бы спонтанно рождающийся комментарий по краям┘

- Можно догадаться, что собаки в смысле морали оказываются выше людей?

- Ну, это уж само собой. Но куда радикальней в смысле экстремы корейская картина "Остров" Ким Ки-Дука. Она имела скандальный успех в Венеции, правда, не получила там никаких наград, но некоторые на просмотре падали в обморок┘

- Прямо как на "Танцующей в темноте"┘

- В финале "Острова" тоже есть физиологически неприятные детали. Но фильм замечательный. Южнокорейский кинематограф, про который наша публика мало что знала, после ретроспективы в Сочи на последнем "Кинотавре" продолжает завоевывать зрителя. Две картины уже вышли в российский прокат, две будут в конкурсе "Ликов любви". Второй фильм называется "Девственница, раздетая холостяками", - мы предпочли западное прокатное название картины Хонга Сан-Су менее зазывному оригинальному. Но, должен заметить, название куда более экстремально, чем сама картина. По структуре она напоминает "Супружескую жизнь" Андре Кайата - фильм, который был хитом в советском прокате.

- Две версии одного события?

- Да, и ее поэтика отсылает к французской "новой волне". Картина черно-белая, стилистически нервная.

- Кроме названных картин, которые уже на слуху, есть ли в конкурсе картины, которые можно считать открытиями "Ликов любви"?

- Разумеется, есть. К примеру, японская картина "Скаут" Масато Ишиока, промелькнувшая в Венеции в параллельной программе и не замеченная прессой. Это история любви в мире японского порнобизнеса. Там нет никой особой экстремы. Но зрителю открывается какая-то совершенно новая, неизвестная жизнь. Уличная жизнь японского города, снятая с достоверностью, утерянной нашими кинематографистами.

- Пока что в конкурсе чувствуется явный восточный акцент. А что наши братья европейцы?

- Будут и братья европейцы. Будет классная, на мой взгляд, немецкая картина "Грипсхольм" Ксавье Коллера по роману Курта Тухольского 1932 года, однажды уже экранизированного. Но это не римейк, это оригинальный сценарий, включающий в сюжет еще и историю автора романа. Действие происходит накануне прихода к власти Гитлера, так что фильм - своего рода мостик между конкурсом и ретроспективой. Это кино большого стиля, с точно расставленными моральными ударениями, с хорошими актерскими работами.

- Как большой знаток восточноевропейского кинематографа, что вы вывезли оттуда в этом году?

- В конкурсе два польских фильма, два чешских и словенская картина с эпатажным названием "Порнофильм" режиссера Дамьяна Козоле. Она продолжает мотив прошлогоднего фестиваля - русские актеры в зарубежных фильмах. По сюжету это история создания первого словенского порнофильма. Авторы решают пригласить на главную роль проститутку из борделя, проститутка оказывается русской, и играет ее Наталья Данилова, знакомая нам по "Американке" Дмитрия Месхиева. Сейчас она безумно популярна в Словении, получила там приз на национальном фестивале.

- Фильм типа "Дочерей счастья", что сняла Марта Месарош с Ольгой Дроздовой? Тогда я вас не поздравляю.

- В смысле художественного качества эта работа получше. И интересна как взгляд на русский характер со стороны. Взгляд этот - сочувственный, даже любящий. Так что у патриотов нет повода возмущаться.

- Программа "Ликов любви" пока что опровергает прогноз сексуальной скуки, предсказанной человечеству в ХХI веке авторитетными сексологами. Скажите, а есть ли в мире заказ на нежные чувства без физиологии? На то, что называют "русским эросом"? Или секс окончательно вытеснил любовь?

- Такой заказ определенно есть. И такие картины будут - тот же "Грипсхольм". И обе чешские конкурсные картины. Ретродрама "Меланхолическая курица" Ярослава Брабека и последняя картина Войтеха Ясного "В какой стороне рай". При явном ее художественном несовершенстве я не мог ее не взять хотя бы потому, что в главных ролях здесь знаковые актеры чешской оттепели - Яна Брейхова и Владимир Пухольт, звезды Милоша Формана. Про любовь, которая нечаянно нагрянет, и две польские картины. Нашумевший "Полустанок" Уршули Урбаняк - о девушке, живущей где-то в глуши и грезящей о большой любви. И вторая - "На край света" Магдалены Лазаркевич, история из жизни польских ссыльных. Полька встречает в Харбине, на строительстве КВЖД, русского художника, которого играет, конечно же, Александр Домогаров, главный польский актер на сегодняшний день. Нет, нежные чувства - как раз то, чего все хотят. Прокатчики наши все еще думают, что публика жаждет "стрелялок" и "порнушек" - это не так. Этого добра насмотрелись. А на закрытии будет показан настоящий шедевр, фильм о желании любви и о ее невозможности - "Любовное настроение" Вонга Кар-вая. Поверьте, от этой картины дыхание перехватывает! Ретро, 62-й год, Гонконг, он и она, у него жена, у нее - муж, оба в отъезде. И вдруг герои понимают, что там, на чужой стороне, у их близких - любовный роман. И они тоже на пороге романа, но оба не могут переступить какую-то внутреннюю грань. Это высокая эротика без единого поцелуя. Представляете?

- Верю на слово, хотя и с трудом. А чем нас удивит родное кино?

- Фестиваль открывается долгожданной премьерой фильма "Приходи на меня посмотреть┘" Это режиссерский дебют Михаила Аграновича и Олега Янковского с замечательным актерским ансамблем. Вторая российская картина в конкурсе - "Два товарища" Валерия Пендраковского по рассказу Владимира Войновича.

- А что ретроспектива? Судя по всему, это концептуальная программа.

- Это прощание с веком, рефлексия на то, чем он стал для человечества. А стал он, опрокинув все ожидания, прежде всего тоталитарным кошмаром.

- "Мне на плечи бросается век-волкодав┘"

- Именно что. Десятки миллионов жизней превратились в прах. А самое страшное - стало ясно, что человеческая личность ничего не стоит, что человека можно размазать по стенке, уничтожить морально, что не менее ужасно, чем гибель физическая. Вот что стало сутью века. Об этом пытаются забыть, не думать, не вспоминать. Но остались фильмы, и они свидетельствуют, что и как было на самом деле. В программе 12 картин из большинства бывших соцстран и из некоторых западных. Например, "Брак в тени" Курта Метцига, немецкая картина 47-го года, - о любви немца, известного актера, к еврейской девушке. Оба кончают самоубийством, не дожидаясь прихода гестапо. А греческая "Измена" (1964) - исповедь героя, который во время оккупации сдал любимую властям, поняв, что она еврейка. И с тех пор этим мучается. Самое поразительное, что картина пойдет в русском дубляже. Она в свое время была куплена, но не выпущена в прокат из-за шестидневной войны и последующей волны государственного антисемитизма. Будет польский "Допрос" 82-го года Рышарда Бугайского с замечательной Кристиной Яндой, которая получила за эту роль приз в Канне. Еще одна картина, увенчанная призом за главную женскую роль в Канне, "Глядя друг на друга" венгерского классика Кароя Макка. Это душераздирающая история о любви двух женщин: одна из них отсидела срок за участие в событиях 56-го года, другая - жена офицера госбезопасности. Вторая картина Кароя Макка "Любовь" с Мари Теречик в главной роли - о жене политзаключенного, которой хватает душевных сил утешать свою свекровь сказками о том, что ее сын - в шикарной заграничной командировке. Не мог я обойтись и без другой венгерской картины - без "Веры Анги" Пала Габора. Про святую дуру, слепо верящую в новую власть и ее апостолов. Будет знаменитое болгарское "Отклонение". И абсолютно неизвестная французско-чешская картина Ива Чампи, снятая в последние недели Пражской весны и положенная на полку новой властью. И, конечно, "Ночной портье" - проклятый шедевр Лилианы Кавани. По моему убеждению, одна из главных картин века. Любовь палача и жертвы - кардинальная ситуация столетия.

- Что из советских шедевров о любви вошло в программу?

- "Тоталитарный роман" Вячеслава Сорокина, известная картина, которая дала название ретроспективе. И "Чувства" (1968) Альмантаса Грикявичуса и Альгирдаса Даусы - замечательный фильм, в свое время практически не показанный.

- А где же объявленный "Воин и принцесса" культового немецкого режиссера Тома Тыквера?

- Увы, пришлось от него отказаться. Дистрибьюторская кампания, купившая картину для проката, еще не проплатила всю сумму контракта и потому получит картину не ранее марта. Но вообще-то мы гордимся тем, что у нас вне конкурса будут показаны только три уже купленные картины, а в конкурсе - всего одна, а остальные 17 - оригинальная программа из фильмов, которые потом в России вряд ли увидишь.

- Последний вопрос. А судьи кто?

- Жюри возглавит Удо Кир - живущий в Америке немецкий актер, звезда 60-х, сыграл более ста ролей, снимался у Фассбиндера, у Янчо. В компании с ним - актрисы Анни Лулу (Греция), Вера Муевич (Югославия), Ольга Сумская (Украина), режиссеры Пол Павликовски и Дито Цинцадзе, основатель Гарвардского киноархива Влада Петрич, болгарский киновед Александр Янакиев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1514
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1718
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1823
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4163

Другие новости