0
758
Газета Культура Интернет-версия

18.01.2001 00:00:00

Другая жизнь несгоревшей рукописи

Тэги: Житков, роман, книга


Житков, роман, книга

ВСЕГДА было странно слышать в адрес Бориса Житкова цеховое определение - детский писатель.

Разумеется, дети тоже могут читать его книги. Потому что дети должны читать лучшие образцы мировой литературы. Стивенсона. Уэллса. Толстого. И другого Толстого. А также Пушкина. В этом смысле все перечисленные авторы (и многие, многие другие) - это, конечно же, детские писатели. Главный признак детского писателя - это текст, представляющий собой чистейший дистиллят смысла. Ничего лишнего - ни слов, ни обстоятельств. И все - правда.

Борис Житков сочинял сравнительно короткие рассказы и повести - предельно достоверные, насыщенные материалом (другой бы на целый роман развез), деловым и сдержанным тоном похожие на репортажи. Однако резко отличающиеся от последних некими подземными погромыхиваниями - должно быть, отголосками того ужасающего грома, под который каждодневно сшибаются друг с другом регулярные части зла и ополчение добра, вооруженное, как правило, одной винтовкой на четверых.

И вдруг - роман. "Виктор Вавич". Оказывается, писался более пяти лет. Был закончен в тридцать четвертом. Автор умер в тридцать восьмом - и даже не в лагере, а в собственной постели. Оказывается, в начале сорок первого роман был даже напечатан. И тут же пущен под нож. Один экземпляр остался в Ленинке. Другой был выкраден Лидией Корнеевной Чуковской из типографии. Такие дела... А что, рукописи и вправду, что ли, не горят?

Открываешь его - как вокзальные двери распахиваешь: еще секунду назад было тихо, но вот поднял обложку... и вдруг из-под нее ошеломительно громко и страшно - гам! рев! беготня! плач! гудки! копоть! толпа! и лютый сквозняк...

Трактующий явления чрезвычайно масштабные, эпохальные (фактически - первую русскую революцию; метафорически - как из некоего города, охваченного хаосом борьбы за светлое будущее, "отлетел свет", - не шутка!), роман при этом написан с той скрупулезностью языка и мотивировок, с тем вниманием к детали, с той экспрессией и смелостью резких и вместе экономных мазков, единым махом очерчивающих образы людей и обстоятельств, которые встретишь далеко не в каждом рассказе, не то что уж в вещи такого объема. Кроме того, в каждой главке - своя коллизия, свой конфликт; своя завязка, кульминация, разрешение. А все вместе - сложно построенный, многослойный и увлекательный роман: мозаика положена плотно, и мелкие бусины художественно разрешаемых противоречий безошибочно ложатся на единый стержень повествования, настойчиво работают на главное.

Читаешь его с редким по нашим временам чувством сожаления - ведь читать в первый раз можно только однажды, - с поминутным оглядыванием: сколько осталось? да неужели кончается?! На каждой странице - роскошество естественной русской речи, используемой чрезвычайно наблюдательным человеком. Шляпу чистят "внимательно - в полях, в закоулках". Афишная тумба стоит "как баба в заплатах, выпятив пузо". Наденька "диктовала Филиппу, а он, свернув голову конем, выводил буквы...". Идет снег, "и сразу из дверей белая улица глянула веселым белым светом... и стоял в белом снегу беззаботный звон извозчичьих бубенцов". А девушка "пошла тонкими каблучками по зеркальному паркету, и черным факелом шло внизу отражение".

Однако автор не собирался ни открывать "лавку метафор", ни рафинировать свою речь, добиваясь сладостной ее крупитчатости. На первых ролях в этой стремительно развивающейся, до самого своего завершения не теряющей темпа пьесе - люди. Их много. Целый город. Целая толпа - но толпа не безликая. Каждый выделен лучом заботливого, изобретательного, наблюдательного внимания. Язык не поворачивается называть этих людей "персонажами". Ну разве Виктор Вавич - персонаж? Да нет же, живой человек из плоти и крови - в сияющих, скрипящих ботфортах, при погонах - "погребальные, серебряный галун по черному полю". Вот он впервые надевает форму, вертится перед зеркалом. "...Виктор на ходу видел, как в зеркале в шкафу прошел квартальный - и это он скрипел сапогами". Мир его скуден и жалок; в метели жизни он не может разглядеть ни одного сколько-нибудь действительного ориентира - и потому жизнь несет его, кружит, морочит и доводит до гибели. Но при этом он не модель, не схема; он встает со страниц романа живым и понятным: и потому его страдания - страдания жалкого, замороченного и подлого человека - не могут не тронуть. Сашка Тиктин? Надя? Таинька, поглощенная любовью к еврею-флейтисту? сам Израильсон? - персонажи? Да полноте - нам бы, живым людям, быть такими персонажами!..

Роман вышел в 2000 году в издательстве "Независимая газета". Михаил Поздняев завершает свое краткое предисловие к роману такой фразой: "Книга последнего великого писателя, открываемого нами в ХХ веке".

Век и впрямь кончается. Писатель действительно великий. Но, боюсь, загибы русской истории еще могут нас удивить. Нет, нет, поймите правильно - конечно, лучше, если бы "последнего"...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1630
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1493
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1715
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1427

Другие новости