0
1538
Газета Культура Интернет-версия

10.02.2001 00:00:00

Монолог счастливого режиссера

Тэги: Житинкин, театр, режиссер


Житинкин, театр, режиссер

Я был обезоружен. Во-первых, коллегия проголосовала единогласно за мою кандидатуру. Это было очень приятно для меня. Но одновременно это и не дало мне возможности взять тайм-аут для размышлений. Во-вторых, мне был предоставлен карт-бланш на приглашение артистов. Но я считаю, что ставка должна быть сделана на коллектив Бронной. И, безусловно, я учитываю предыдущий опыт театра, когда работала только одна группа артистов. К сожалению. Это всегда расслаивает труппу и психологически неверно.

Приглашения, конечно, будут. Но это будет продиктовано чисто репертуарной необходимостью. Приглашение на роль - понятно. Если человек прошел этот тест и у него появилось ощущение, что здесь может быть его место работы, то - пожалуйста. Но никакой "крови" я даже не предполагаю, потому что на Бронной очень небольшая по нынешним временам труппа - нет даже 40 человек. А вот хорошая интеллигентная атмосфера сохранилась - это я могу сразу сказать.

Я это проверил по тому, как нас приняли два года назад: казалось, чужаки, пришли из другого театра (кстати замечу - мы никак не могли пробить "Нижинского" в театре имени Моссовета, потому и оказались на Бронной), но, нет, приняли очень благожелательно. И мне было важно, чтобы в моем спектакле играла команда Эфроса. Это было принципиально.

За два года, после испытания гастролями, я со многими артистами подружился.

Самые первые планы? Они связаны с высокой литературой. Оскар Уайльд - "Портрет Дориана Грея" и Франк Ведекинд - "Лулу" (впервые в России) - авантюрный сюжет знаменитой куртизанки, показательный срез общества, ситуация двойственной морали, тест на человечность каждого из нас. Я знаю, что Юрий Любимов будет сейчас ставить "Лулу" в ГАБТе, но тут он нам не конкурент.

И это все надо делать сразу. В "Лулу" 20 ролей, в "Дориане" - 10. То есть труппа сразу почувствует мое серьезное отношение. Нет ничего хуже безработного актера, актер без работы начинает сходить с ума. Но даже и в небольшой роли артист начинает что-то приобретать. Хотя я не согласен со Станиславским - нет маленьких ролей, есть маленькие артисты - нет, артист становится Артистом на главных ролях.

Конечно, вы сейчас спросите меня о Саше Домогарове. Безусловно, наше сотрудничество будет продолжено. Я считаю, я должен очень серьезно думать о судьбе актеров, которые поверили мне когда-то. Ведь я сорвал Сашу из Театра Армии, где он проработал 12 лет, и все свои последние роли он сыграл в моих спектаклях. А Дориан - его мечта. И нам надо успеть это сделать, поскольку через какое-то время он это играть уже не должен. Я из тех режиссеров, которые серьезно относятся к авторским указаниям возраста героев. Вот и Лулу должна быть молода. Мы объявим конкурс. Ведь проблема молодежи в театре тоже существует. Молодые герой и героиня всегда нужны, и это хорошее поле, чтобы потихоньку собирать нашу общую команду.

Я люблю работать с актерами и действительно серьезно ими занимаюсь. Все знают это и называют меня сумасшедшим, потому что первый год я прихожу на каждый свой спектакль. Через месяц после премьеры исчезают рецензии, а актерам важно, чтобы то, что мы не успели дотянуть на премьере, "дошло" на зрителе. Нужно их поддержать. А вот критикам на спектакль, по-моему, надо приходить чуть позднее.

Что дальше? В декабре этого года у Льва Дурова юбилей - 70 лет. И я считаю, что совершенно логично, чтобы он был отпразднован именно здесь, в его родном театре, где им сыграны лучшие роли и прожиты лучшие годы. Специально для него я вспомнил о блистательной комедии Фридриха Дюрренматта "Метеор". Классическая история: знаменитый писатель, лауреат Нобелевской премии инсценирует собственные похороны, чтобы проверить свое окружение. Очень хороший язык, и Дуров может в этой роли просто купаться.

Хотел бы поставить мой любимый роман "Анна Каренина". Это название мне безумно дорого. Если возникнет современная пьеса, раздвинем репертуарные границы. Пока то, что читаю, - абсурд в 4-й степени. Думаю о Чехове, но это когда-нибудь.

Просто я за два этих года должен как-то поменять ситуацию. Чтоб не только "Нижинский" был аншлаговым спектаклем, чтоб театр ездил на гастроли, фестивали, чтоб мы могли финансово поощрить артистов, потому что то, что мы платим нашим русским актерам, - просто ужас. Чтоб в зал пришел зритель, в том числе мой, который выискивает по всем театрам Житинкина, а он, мой зритель, молод.

Это произойдет обязательно. Потому что одна из причин сегодняшнего рывка - то, что я стал заложником собственного имени, точнее - имиджа. От меня ждут спектаклей с определенным набором качеств. И это, как ни странно, очень сковывает художника, если ты называешь себя художником, но и сильно обязывает.

Почему сейчас так сложно молодым режиссерам - потому что ни один театр не хочет рисковать, вкладывая деньги в нераскрученные имена. Это проблема проблем, кто придет за нами, поколением 40-летних. Смешно, но я на сегодня самый молодой (мне - 40) главный режиссер Москвы. А мне бы хотелось, чтоб кто-то там сзади, за спиной, хулиганил. Это единственное, что вбрасывает мне в кровь адреналин.

Есть ли кандидатура? Есть. Называть не стану, чтоб не давать аванс. Приглашу? Конечно. Но после того, как у нас здесь все будет очень благополучно. Вот это я должен взвалить на себя. Только в ситуации суперстабильности можно какую-то часть денег выбросить на эксперимент, даже если он будет неудачным.

Страшно ли начинать? Нет. Я трудоголик. Театр - это не столько сцена, сколько люди, а в людях, в их генетической памяти остался код Эфроса. И это очень приятно. Я за психологический театр, несмотря на то что у меня спектакли бывают самые странные по форме: мое кредо - симбиоз метафоры и натурализма. Совершенно ненавижу в современном театре, когда отсутствует мотивация, потому что можно действительно перевернуть все с головы на ноги, ну, а смысл какой? Мы не можем отпускать зрителя в ночную Москву без ощущения света и надежды. Я за театр, который в каких-то вещах может быть откровенным, жестким, но при этом сохранил бы поэзию и атмосферу.

Я бы очень хотел через два этих года собрать всю труппу и проговорить о том, что удалось, а что нет. Потому что мои амбиции все равно остаются, но сейчас я уже отвечаю за коллектив. По большому счету я им нужен, чтобы не скатиться в "бульвар". Когда нет художественного лидера, очень легко начать ставить пьесы среднего уровня на потребу зрителю, на кассу.

Актеры должны почувствовать, что человек приносит идеи, и тогда они поймут, что в каждом упомянутом мною названии внутренне просчитывается формула успеха.

Что касается сегодняшней афиши театра. Конечно, буду ее пересматривать. С марта разработаем даже другой дизайн афиши - та старая большая простыня уже несколько устарела. В конце сезона кое-что из непосещаемого уберем. Но все это будет постепенно. Никакого аврала, надрыва. Не будет у нас и главного художника, честно могу сказать. Каждый конкретный проект предполагает конкретную фамилию. И Андрей Шаров, мой постоянный соавтор, будет продолжать работать со мной на контрактных условиях.

Мне необходим сегодня опыт театра-дома. К этому меня давно подталкивали мои артисты, мои внутренние стремления. Хочется, чтобы артист понимал, что мое внимание не разовое, а постоянное. Я с удовольствием бы вернулся к лабораторным работам. Хочу поставить "Постороннего" Камю. Но сейчас, в ситуации, когда мы начинаем менять что-то в жизни Бронной, это не нужно.

Материал подготовила Татяна Рыбакина


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1344
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3522
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1996
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2283

Другие новости