0
1368
Газета Культура Интернет-версия

24.02.2001 00:00:00

Король пик

Тэги: балет, пети


балет, пети Ролан Пети наблюдает за классом солистов Большого театра.
Фото Алексея Бражникова

КОГДА минувшей осенью в Большой театр пришло новое "антикризисное" руководство во главе с Анатолием Иксановым и Геннадием Рождественским, стало ясно, что в одночасье главную проблему - проблему обновления репертуара театра - решить не удастся.

Вокруг балета готов был разгореться большой скандал. Отмена всех прежних премьерных проектов, решение о снятии с репертуара балета "Дочь фараона", а также охлаждение отношений Большого с Фондом Баланчина поставило в тупик всю репертуарную политику балета. В планах театра на 225-й юбилейный сезон значилась лишь одна "премьера" - возвращение на сцену "Лебединого озера" в редакции Юрия Григоровича взамен неудачной версии бывшего директора ГАБТа Владимира Васильева.

Для поднятия престижа театра на международном уровне решено было обратиться за помощью к западным балетным корифеям. Однако первая попытка в октябре договориться о новой постановке с директором Гамбургского балета Джоном Ноймайером провалилась. По нашим сведениям, 58-летний мэтр пока отказался ставить оригинальный балет для Большого, но тем не менее вопрос остается открытым.

Вторая попытка привлечь западного хореографа с мировым именем для Большого театра оказалась удачной. Связавшись в ноябре с 77-летним французским балетным мэтром Роланом Пети, театр получил согласие на постановку его нового балета уже в начале следующего сезона. На днях г-н Пети прибыл в Москву, где подписал контракт на создание двухактного балета "Пиковая дама" на музыку оперы П.И. Чайковского. Решено, что декорации для балета будет создавать французский художник, а костюмы - российский. Работа над постановкой начнется 4 сентября, точная дата премьеры пока не определена.

Художественный руководитель балета Большого театра Борис Акимов считает, что постановка новых балетов на русскую музыку и на сюжеты из русской классической литературы может стать одним из магистральных направлений для театра в ближайшие годы.

Мы попросили Ролана Пети рассказать о своих планах за час до его отлета из Москвы.

- Господин Пети, в 70-х годах вы уже ставили балет "Пиковая дама" для своей марсельской труппы. Будет ли нынешняя, российская, постановка возобновлением старого проекта?

- Когда в ноябре ко мне обратились с вопросом, не хочу ли я поставить балет для Большого театра, я сразу подумал о "Пиковой даме". Да, я работал над этим сюжетом 25 лет тому назад по просьбе Барышникова. Я до сих пор считаю его великим артистом. Когда же он заказал балет, я подумал, что роль Германа в "Пиковой даме" написана специально для него. Но в ходе работы мы разошлись с ним во взглядах на сюжет Пушкина. Для меня Герман - 25-летний юноша, одержимый идеей разведать секрет трех карт до такой степени, что готов лечь в постель со 100-летней Графиней. Барышников отказался танцевать па-де-де с Графиней, сказав: "Это будет не по-русски".

Конечно, 25 лет назад не существовало никаких кассет, и у меня не осталось никаких записей. Поэтому, для того чтобы поставить этот балет в Большом театре, мне придется сделать всю работу заново. Да - Чайковский! Да - Пушкин! Но балет будет совсем иным. Честно говоря, пока даже не знаю, каким именно. Многое будет зависеть от самих исполнителей.

- Кто из солистов Большого театра, по-вашему, мог бы исполнить главные партии в нынешней "Пиковой даме"?

- Я познакомился в Большом театре с танцовщиком, который будет исполнять главную партию в моем балете "Пиковая дама". Его зовут Николай Цискаридзе. Вчера у меня была возможность поработать с ним первый раз в течение 15 минут в классе. Я сразу убедился, что он все может и понимает, я уверен, что именно он сможет выразить все то, что я хотел.

- Есть ли кандидатуры на роль Графини?

- Вот в этом-то и заключается трудность, потому что в выборе исполнительницы роли старой Графини должен играть большую роль аспект возраста, аспект выразительных средств и техники танца - ведь эта роль предполагает танец. Главная роль в этом балете - женская, в ней заключен весь смысл романа. "Пиковая дама" - не просто встреча старости с молодостью - это Судьба. В финале именно старая Графиня разрушает, убивает молодость. Исполнителя на эту роль я пока не нашел.

- У вас уже есть опыт работы с Большим театром - в 1988 году вы ставили балет "Сирано де Бержерак"...

- Я не очень хорошо помню эту работу - это было очень давно. Вспоминается лишь, что исполнитель главной роли Ирек Мухамедов так и не понял тогда моего замысла. Его целью в той партии было показать все свои технические возможности. Мне же тогда необходима была изломанная линия танца, которая шла бы изнутри. Этого, к сожалению, у него не получилось.

- Сегодня в России весьма озабочены имиджем Большого театра, его авторитетом на Западе. На ваш взгляд, есть ли реальная почва для таких рассуждений?

- Я думаю, что некоторое падение авторитета Большого театра не связано с артистическим потенциалом. Скорее лишь с переменами в руководстве, которые, на мой взгляд, не могут повлиять коренным образом на художественный уровень артистов. Уверен, ситуация будет в течение ближайшего времени исправлена и Большой снова займет подобающее ему место в стране и в мире.

Мало того, я считаю, что предстоящая работа над "Пиковой дамой" не будет разовой акцией. В процессе работы я узнаю труппу, ее солистов, узнаю возможности коллектива, для того чтобы создать творческую атмосферу на какое-то время вперед. Мой следующий приезд на постановку второго балета "Коппелия", о постановке которого мы договорились с господином Иксановым на сезон 2002-2003 годов, будет означать для меня возвращение в артистическую семью, которая уже сможет хорошо понимать мои замыслы. А там... как говорят в России: "Бог любит троицу". Может быть, потом представится возможность создать и третий балет - целиком на русскую музыку, на русский сюжет, с русскими костюмами и творческой линией.

- Какое время Большой театр сможет эксплуатировать ваши балеты в своем репертуаре?

- Я не знаю точно. Если я не ошибаюсь, права на те балеты, которые я создаю для Опера де Пари, даются на четыре года, но потом могут быть возобновлены. Думаю, здесь будет то же самое.

- Сегодня ваши балеты остаются в репертуаре Мариинского театра. Балет "Юноша и смерть" не так давно петербуржцы показывали в Москве. Каковы ваши впечатления от работы с Мариинским театром?

- Вы знаете, Большой, Мариинский, Опера де Пари - самые значительные театры и балетные труппы в мире. Разумеется, в Мариинском театре также есть замечательные танцовщики... Что же касается других аспектов, то я не могу понять, как все в конце концов получилось, но в заключительном варианте балет "Юноша и смерть" в Мариинском театре я так и не видел. Были в процессе работы некоторые вещи, которые мне трудно понять. У меня нет окончательного впечатления по этому балету.

- Намерены ли вы продолжать сотрудничество с Мариинским театром?

- Сейчас я об этом не думаю. Если я соглашусь что-либо делать для Кировского театра, для меня обязательным условием станет участие в проекте Алтынай Асылмуратовой. Алтынай работала со мной три года в Марсельском балете - это великолепная, замечательная танцовщица. Ее знают во всем мире, и она прекрасный человек. Если я и буду делать что-нибудь для Кировского балета, то я буду делать это на нее и для нее.

- Не так давно вы покинули основанную вами Марсельскую балетную труппу. Насколько тяжел для вас был уход? Как вы относитесь к тому, что бывшая прима Парижской оперы Мари-Клод Пьетрагалла, возглавив Марсельский балет, постепенно исключает ваши спектакли из репертуара?..

- Если вы хотите говорить со мной о том, как я оставил труппу Марсельского балета, я отвечу вам на все одной фразой: без комментариев!

- Не далее как два года назад здесь, в Большом, делал балет "Дочь фараона" ваш коллега, французский хореограф - Пьер Лакотт, который не так давно лишился поста руководителя балета Театра Нанси...

- Я - хореограф. И я не хотел бы говорить о людях, которые смотрят в книги и по ним возобновляют-ремонтируют спектакли. Я предпочел бы говорить о таких хореографах, как Фокин, Баланчин и другие - о хореографах-создателях.

Что касается моей манеры работы - я работаю над своими балетами и давно уже не интересуюсь тем, что делают другие. Я чувствую себя, как писатель, который пишет книги не ради денег. Писатель, для которого важна собственная манера письма, чтобы изложить то, что он создает, в книгах, своих произведениях. Я мог бы ходить на балет в том случае, если бы я хотел чему-то научиться. Но, прожив долгую жизнь, я считаю возможным и полезным работать над собственными балетами.

- Как вы относитесь к современному танцу? На ваш взгляд, в состоянии ли этот танец затмить классический балет?

- Современный танец, модерн - танец сегодняшнего дня. Он сродни современной моде. Двадцать лет назад в Париже женщины были одеты безукоризненно - это было красиво, эстетично, элегантно. Сейчас вы можете увидеть у дамы сзади перо, в носу маленькое кольцо, серьги до пола или консервные банки, дополняющие костюм. Но это лишь веяние сегодняшнего дня - завтра этой моды не будет.

Что же до искусства танца... Великие артисты - они велики во всем, что бы ни делали, в каком бы виде, в каком бы стиле они ни творили. Возьмите Фреда Астера, Марту Грехем, Пину Бауш - можно по-разному относиться к ним: любить или не любить. Но это личности, великие личности!

Тот молодой солист Николай Цискаридзе, с которым я познакомился вчера, - он может делать что угодно в любом стиле на любой сцене мира, и он будет иметь весь мир у себя в кармане, потому что это великий талант.

А модные сейчас имена некоторых "хореографов" время вычеркнет из памяти. Балетный язык, балетный словарь - это классика до тех пор, пока существует балет, пока он опирается на силу, красоту, индивидуальность, технику, в каком бы виде он ни существовал - в исполнении великих артистов он всегда будет значительным и неподвластным времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
803
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
706
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
828
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
564

Другие новости